В христианском богослужебном уставе существует множество различных чинопоследований, имеющих древние исторические корни. Одним из таких последований является лития.
Необходимо уточнить то, что под литией в православном богослужении понимают освящение хлебов в конце праздничной вечерни на всенощном бдении, а также краткое чинопоследование поминовения усопших.
Первый вариант литии (освящение хлебов на вечерне) в настоящее время совершается в православных храмах во время торжественного богослужения вечерни на великие двунадесятые праздники, дни памяти чтимых святых, престольный праздник. Это чинопоследование представляет собой пение хором определенных стихир, а также несколько сугубых прошений духовенства за народ. После этого освящается хлеб, а также заранее приготовленные вино, растительное масло (елей) и пшеница. Хлеб, вино, елей и пшеница выносятся на специальной литийнице в середину храма, где и проходит освящение. Во время помазания верующих елеем за вечерним богослужением освященные хлебы, пшеница и вино раздаются верующим. В древней церковной практике (первых веках становления богослужебного устава христианской Церкви) лития совершалась в монастырях во время каждого вечернего богослужения. Освященные хлеб, масло, пшеница и вино являлись пищей монахов.
Второй вид литии - заупокойная лития. Она представляет собой краткое сокращенное чинопоследование панихиды. Заупокойная лития состоит из 90-го псалма, а также нескольких заупокойных тропарей, кондака и икоса. Заупокойную литию принято петь мирянами на кладбищах. Также эту литию вполне можно прочитать (пропеть) и дома в память об умершем человеке, особенно на дни памяти умершего и годовщины. В чинопоследовании заупокойной литии испрашивается у Бога прощение грехов усопшего.