Сугубая панихида (о упокоении)
 
Подробнее о требе
Панихида это заупокойная служба, т.е. Богослужение по умершим. Суть панихиды в молитвенном поминовении усопших отец и братий наших. Совершая панихиду, Святая Церковь обращает наше внимание на том, как души усопших восходят от земли на Суд к Лицу Божию и как со страхом и трепетом предстоят на этом Суде и исповедуют дела свои пред самим Господом. «Упокой» — поется во время панихиды. Физическая смерть человека еще не означает полный покой для умершего.Ведь его душа может страдать, не находить себе покоя, ее могут мучить нераскаянные грехи, угрызения совести. Именно поэтому мы, живые, молимся об усопших, молим Бога дать им покой и облегчение. Церковь не предвосхищает у Господа всеправосудного тайны Его Суда над душами наших усопших близких, она возвещает основной закон этого Суда — Божественное милосердие — и восставляет нас на молитву об усопших, давая полную свободу нашему сердцу высказаться в молитвенных воздыханиях, излиться в слезах и прошениях. Обычно во время панихиды и отпевания все молящиеся стоят с зажженными свечами, в ознаменование того, что душа умершего перешла от земли в Царство Небесное — в Невечерний Божественный Свет. По установившемуся обычаю свечи гасят по окончании канона, перед пением «Со духи праведных…». Панихиды принято совершать не только сразу после смерти, но и на девятый и сороковой день после смерти, в дни рождения усопшего, дни именин, смерти и в другие дни. Если умерший снится во сне, значит он просит поминания.
Панихида (о упокоении)
 
Подробнее о требе
Панихида это заупокойная служба, т.е. Богослужение по умершим. Суть панихиды в молитвенном поминовении усопших отец и братий наших. Совершая панихиду, Святая Церковь обращает наше внимание на том, как души усопших восходят от земли на Суд к Лицу Божию и как со страхом и трепетом предстоят на этом Суде и исповедуют дела свои пред самим Господом. «Упокой» — поется во время панихиды. Физическая смерть человека еще не означает полный покой для умершего.Ведь его душа может страдать, не находить себе покоя, ее могут мучить нераскаянные грехи, угрызения совести. Именно поэтому мы, живые, молимся об усопших, молим Бога дать им покой и облегчение. Церковь не предвосхищает у Господа всеправосудного тайны Его Суда над душами наших усопших близких, она возвещает основной закон этого Суда — Божественное милосердие — и восставляет нас на молитву об усопших, давая полную свободу нашему сердцу высказаться в молитвенных воздыханиях, излиться в слезах и прошениях. Обычно во время панихиды и отпевания все молящиеся стоят с зажженными свечами, в ознаменование того, что душа умершего перешла от земли в Царство Небесное — в Невечерний Божественный Свет. По установившемуся обычаю свечи гасят по окончании канона, перед пением «Со духи праведных…». Панихиды принято совершать не только сразу после смерти, но и на девятый и сороковой день после смерти, в дни рождения усопшего, дни именин, смерти и в другие дни. Если умерший снится во сне, значит он просит поминания.
Лития
 
Подробнее о требе

В христианском богослужебном уставе существует множество различных чинопоследований, имеющих древние исторические корни. Одним из таких последований является лития.

Необходимо уточнить то, что под литией в православном богослужении понимают освящение хлебов в конце праздничной вечерни на всенощном бдении, а также краткое чинопоследование поминовения усопших.

Первый вариант литии (освящение хлебов на вечерне) в настоящее время совершается в православных храмах во время торжественного богослужения вечерни на великие двунадесятые праздники, дни памяти чтимых святых, престольный праздник. Это чинопоследование представляет собой пение хором определенных стихир, а также несколько сугубых прошений духовенства за народ. После этого освящается хлеб, а также заранее приготовленные вино, растительное масло (елей) и пшеница. Хлеб, вино, елей и пшеница выносятся на специальной литийнице в середину храма, где и проходит освящение. Во время помазания верующих елеем за вечерним богослужением освященные хлебы, пшеница и вино раздаются верующим. В древней церковной практике (первых веках становления богослужебного устава христианской Церкви) лития совершалась в монастырях во время каждого вечернего богослужения. Освященные хлеб, масло, пшеница и вино являлись пищей монахов.

Второй вид литии - заупокойная лития. Она представляет собой краткое сокращенное чинопоследование панихиды. Заупокойная лития состоит из 90-го псалма, а также нескольких заупокойных тропарей, кондака и икоса. Заупокойную литию принято петь мирянами на кладбищах. Также эту литию вполне можно прочитать (пропеть) и дома в память об умершем человеке, особенно на дни памяти умершего и годовщины. В чинопоследовании заупокойной литии испрашивается у Бога прощение грехов усопшего.