О днажды Господь наш Иисус Христос, благовествуя Евангелие Царствия, проходил через землю Самарийскую и остановился отдохнуть у колодца близ города Сихарь. В это время пришла за водой женщина самарянка по имени Фотиния, и Иисус ей сказал: «Дай Мне пить». Но женщина удивилась и спросила: «Как ты, будучи иудей, просишь пить у меня, самарянки?» Иудеи же с самарянами в то время не сообщались и не любили друг друга. Но Иисус ей сказал: «Если бы ты знала дар Божий и Кто говорит тебе: дай Мне пить, то ты сама просила бы у Него, и Он дал бы тебе воду живую». Фотиния не сразу поняла Его, но Христос ей сказал: «Всякий, пьющий воду сию, возжаждет опять, а кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную».
Говоря так, Спаситель называл живой водой Себя и Свое учение; Фотиния же подумала, что Он просто говорит ей о свежей, проточной воде. Тогда Иисус рассказал ей о ее греховной жизни, и женщина воскликнула: «Господи! вижу, что Ты пророк», и стала расспрашивать Его, кто правильно поклоняется Богу: иудеи или самаряне? На что Иисус ей ответил: «Настанет время и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе. Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине. Женщина говорит Ему: знаю, что придет Мессия, то есть Христос; когда Он придет, то возвестит нам все. Иисус говорит ей: это Я, Который говорю с тобою». Услышав это, Фотиния поспешила в город и оповестила жителей. Многие из них вместе с ней уверовали, что Иисус есть Спаситель мира Христос.
Она сделалась ученицей Христовой и смело проповедовала Евангелие в разных странах. Во дни римского императора Нерона, гонителя христиан, убившего святых апостолов Петра и Павла, Фотиния была схвачена язычниками. На допросе у злого императора она безбоязненно исповедовала Христа и сказала, что готова с радостью умереть за Него. Сначала Нерон приказал отрубить ей топором руки, но сколько палачи ни старались, ничего не смогли сделать и сами попадали на землю.
Император удивился и велел поместить Фотинию у себя во дворце под надзором своей дочери Домнины, надеясь, что та уговорит святую принести жертвы идолам. Но Домнина, после бесед с Фотиной, сама уверовала во Христа, а с ней — сто ее рабынь. За это злочестивый Нерон повелел содрать кожу с Фотиньи и бросить святую в колодец.
Так она предала свою душу Богу и в мученическом венце вечно радуется в Царстве Небесном со всеми святыми. Аминь.
Фаина Анкирская (Коринфская), дева, мученица (303)
день памяти 31 мая
Житие Фаина Анкирская жила во 2-й половине III века в городе Анкире, Галатийской области. Она являлась одной из семи дев мученически пострадавших за Христа.
Во время гонения императора Диоклитиана (284-305) на христиан в город Анкиру был назначен известный своей жестокостью правитель Феотекн.
Святые девы Фаина, Текуса, Клавдия, Матрона, Иулия, Александра и Евфрасия, с юных лет посвятили себя Богу, жили в постоянных молитвах, посте, воздержании, добрых делах и все достигли старческого возраста. Приведенные на суд как христианки святые девы мужественно исповедали перед Феотекном свою веру во Христа и были преданы истязаниям, но остались непоколебимыми. Тогда правитель предал их бесстыдным юношам на осквернение. Святые девы горячо молились, прося у Бога помощи. Святая Текуса упала к ногам юношей, сняв головное покрывало, показала им свою седую голову. Юноши опомнились, сами заплакали и ушли прочь. Тогда правитель повелел, чтобы святые приняли участие в праздновании омовения идолов, как это совершали языческие жрицы, но святые девы снова отказались. За это они были приговорены к смерти. Каждой на шею был привязан тяжелый камень, и все семь святых дев были утоплены в озере. В следующую ночь святая Текуса явилась во сне святому Феодоту, прося достать тела их и похоронить по-христиански. Святой Феодот, взяв с собой своего друга Полихрония и других христиан, направился к озеру. Было темно, и путь указывала горящая лампада. Между тем перед стражей, поставленной язычниками на берегу озера, явился святой мученик Сосандр. Устрашенная стража обратилась в бегство. Ветер отогнал воду на другую сторону озера. Христиане подошли к телам святых мучениц и увезли их к церкви, где и предали погребению.
Святая Екатерина родилась в Александрии во второй половине третьего столетия. Происходила она из знатного рода и отличалась светлым умом, ученостью и красотой. Многие богатые и знатные женихи искали ее руки, а мать и родные уговаривали ее согласиться на брак. Но Екатерина медлила с ответом и говорила своим близким: «Если хотите, чтобы я вышла замуж, то найдите мне юношу, подобного мне по красоте и учености».
Бог так устроил, что Екатерина познакомилась с одним старцем-пустынником, человеком светлого ума и праведной жизни. Обсуждая с Екатериной достоинства ее поклонников, старец сказал: «Я знаю Жениха, который во всем превосходит тебя. Нет ему подобного». Потом он дал ей икону Пресвятой Девы, обещал, что она поможет ей увидеть необыкновенного Жениха.
Максимиану пришлось на короткое время отлучиться из города. Его жена, царица Августа, много слышавшая о мудрости Екатерины, пожелала увидеть ее. Встретившись и побеседовав с Екатериной, Августа уверовала в Христа и приняла христианскую веру.
На другой день Максимиан в последний раз призвал Екатерину и предложил ей стать его женой, обещая ей все блага мира. Но святая Екатерина и слушать об этом не хотела. Видя бесполезность всех своих усилий, царь велел предать ее смерти, и воин отсек ей голову в 304 году.
Впоследствии святые останки великомученицы Екатерины попали на гору Синай и с тех пор здесь хранились в монастыре ее имени. Император Петр Великий пожертвовал для ее мощей драгоценную раку.
Святая великомученица Варвара родилась в г. Илиополе (нынешней Сирии) при императоре Максимине (305-311 гг.) в знатной языческой семье. Отец Варвары Диоскор, рано лишившись своей супруги, был страстно привязан к своей единственной дочери. Чтобы уберечь красивую девушку от посторонних взоров и вместе с тем лишить ее общения с христианами, он построил для дочери специальный замок, откуда она выходила только с разрешения отца (кондак 2). Созерцая с высоты башни красоту Божиего мира. Варвара часто испытывала желание узнать его истинного Творца. Когда приставленные к ней воспитательницы говорили, что мир создан богами, которых почитает ее отец, то она мысленно говорила: «Боги, которых почитает мой отец, сделаны руками человеческими. Как эти боги могли создать такое пресветлое небо и такую красоту земную? Един должен быть такой Бог, Которого создала не рука человеческая, но Сам Он, имеющий собственное бытие». Так святая Варвара училась от творений видимого мира познавать Творца, и на ней сбывались слова пророка «Поучихся во всех
делех твоих, в творении руку твоею поучахся» (Пс. 142, 5) (икос 2).
Со временем к Диоскору все чаще стали приходить богатые и знатные женихи, прося руки его дочери. Отец, давно мечтавший о замужестве Варвары, решил завести с ней разговор о браке, но, к своему огорчению, услышал от нее решительный отказ исполнить его волю. Диоскор решил, что со временем настроение дочери изменится и у нее появится склонность к замужеству. Для этого он разрешил ей выходить из башни, надеясь, что в общении с подругами она увидит другое отношение к замужеству.
К вечеру Диоскор по указанию одного пастуха все же нашел Варвару и с побоями притащил мученицу в дом (икос 5). Наутро он отвел Варвару к городскому правителю и сказал: «Я отрекаюсь от нее, потому что она отвергает богов моих, и если не обратится к ним снова, то не будет мне дочерью. Мучай ее, державный правитель, как будет угодно твоей воле». Долго уговаривал градоначальник Варвару не отступать от древних отеческих законов и не противиться воле отца. Но святая мудрою речью обличала заблуждения идолопоклонников и исповедала Иисуса Христа Богом. Тогда ее начали сильно бить воловьими жилами, и после этого растирать глубокие раны жесткой власяницей.
верными Христу, по приказанию правителя, мученицы были обезглавлены. Святую Варвару казнил сам Диоскор (икос 10). Но безжалостного отца вскоре поразила молния, превратив его тело в пепел.
Мощи святой великомученицы Варвары в VI веке были перенесены в Константинополь, а в XII веке дочь византийского императора Алексея Комнина (1081—1118 гг.), княжна Варвара, вступая в брак с русским князем Михаилом Изяславичем, привезла их с собой в Киев, где они находятся и теперь — в кафедральном соборе святого князя Владимира.
Каждое воскресенье в 15:30 в нашем монастыре осуществляется чтение Акафистов сщмч. Киприану и мч. Иустинии ( с поминовением о здравии страждующих от злых духов, колдовства и чародейства)
В III веке в царствование римского императора Декия жил в Антиохии языческий мудрец, знаменитый волхвователъ Киприан, родом из Карфагена (известного сатанинскими культами). Он был с детства отдан родителями в обучение к чародеям, затем отправился на гору Олимп – жилище языческих богов; там было множество идолов, в коих обитали бесы. На этой горе Киприан научился всем хитростям использования помощи бесов, затем продолжил совершенствование в этом искусстве у магов Египта и у халдеев (от которых талмудисты позаимствовали каббалу). Киприан достиг в колдовстве такого мастерства, что вступил в личное общение с самим сатаной, отдал ему во власть всего себя, и тот дал ему в услужение полк бесов и обещал поставить князем по исхождении из тела. Многие обращались к Киприану в своих нуждах, и он "помогал" им бесовской силой, избавляя от одних нужд, и в тоже время опутывая еще более худшими: одним содействовал он в любодеянии, другим во гневе, вражде, мщении, зависти, совращая ко всяким сатанинским беззакониям, приносил и детей в жертву бесам для обретения их помощи. Однако Господь по Своей неизреченной благости, соизволил спасти сего погибшего человека из адской пропасти, чтобы показать всем людям, что нет греха, могущего победить человеколюбие и милосердие Божие. Спас же Господь Киприана от гибели следующим образом. Обратился однажды к этому знаменитому колдуну юноша по имени Аглаид, сын богатых и знатных родителей. Однажды увидел он девушку Иустину и поразился ее красотой, и стал с тех пор искать ее расположения и любви, она же отвечала ему отказом: «Жених мой – Христос; Ему я служу и ради Него храню мою чистоту». Вооружившись тайными знаниями и призвав на помощь бесов, Киприан три раза посылал их соблазнить Иустину. Они внушали ей дурные мысли, разжигали в ней плотскую страсть, искушали льстивыми и лукавыми речами, но Иустина побеждала их постом, молитвой и крестным знамением, и посрамленные и устрашенные крестом Господним, они бежали с позором. Вознегодовал тогда Киприан и стал мстить Иустине за свой позор. Он наслал мор и язвы на дом Иустины и на весь город, как некогда диавол на праведного Иова. Она же усердно молилась, и бесовское наваждение прекратилось. И когда даже сам сатана ничего не мог поделать с верою Иустины и потерпел позорное поражение от ее молитв, показав Киприану свое безсилие и силу крестного знамения и Христова Имени, – Киприан осознал всю хитрость и немощь сатаны: «Ибо если ты боишься даже тени креста и трепещешь Имени Христова, то что ты будешь делать, когда Сам Христос придет на тебя? Если ты не можешь победить осеняющих себя крестом, то кого ты исторгнешь из рук Христовых? Ныне я уразумел, какое ты ничтожество! Отступи от меня, проклятый, отступи, – ибо мне следует умолять христиан, чтобы они помиловали меня и позаботились о моем спасении». Услышав сие, диавол набросился на Киприана, чтобы задушить его. Киприан, уже едва живой, вспомнил знамение святого креста, силою которого противилась Иустина всей бесовской силе, и воскликнул: «Боже Иустины, помоги мне!». Затем перекрестился, и диавол тотчас отскочил от него со злобным рыком. Так Киприан, прозрев, отрекся от дел диавола, покаялся в своих прежних искуствах, исповедал все местному епископу Анфиму, отдал ему на сожжение все свои книги и умолял совершить над ним святое крещение. Через семь дней после крещения его поставили во чтеца, через двадцать дней – в иподиакона, через тридцать – в диакона. Он совершенно изменил свою жизнь, умоляя всех своих прежних клиентов и учеников последовать его примеру. После такой перемены знаменитого колдуна, обратившегося на покаянное служение Господу, люди стали прославлять Христа, а Киприана через год рукоположили в иерея. Позже он был поставлен епископом и в этом сане проводил такую святую жизнь, что сравнялся со многими великими святыми. Святую Иустину девицу он поставил диаконисою, а затем поручил ей девичий монастырь, сделав ее игумениею. Своим поведением и наставлением Киприан обратил многих язычников и приобрел их для Церкви Христовой. Таким образом, идолослужение стало прекращаться в Антиохии, и слава Христова увеличивалась. Всем этим Киприан (как ранее и Савл, ставший апостолом Павлом) дал еще один наглядный пример и милости Божией, и того, как человеческие таланты, мудрость и знания могут направляться человеческою свободною волею на служение или злу, или добру. Посрамленный же сатана, не в силах победить Киприана и Иустину своею волею, решил отомстить им иначе. Во время гонений на христиан при императоре Диоклетиане Киприана и Иустину, по наущению сатаны, оклеветали, посадили в темницу и подвергли жестоким мучениям, которые они воспринимали с радостию, славя Христа. Их бросили в кипящий котел, но это не причинило им никакого вреда. В конце концов, их осудили на усечение мечом. Видя неповинную смерть мучеников, воин Феоктист объявил себя христианином и был казнен вместе с ними. Мощи их были увезены христианами в Рим для погребения, – говорится в их "Житии" Святителя Димитрия Ростовского. «Мощи святых Киприана и Иустины находятся в Риме в крещальне (баптистерии) Иоанна Предтечи, примыкающей к Латеранскому собору. Крещальня была основана императором Константином», в одном из ее приделов «в белой мраморной гробнице» почивают мощи этих святых, – так говорится в русском дореволюционном (1912) путеводителе по святыням Рима. В наши дни об этих мощах были распространены иные сведения: «Сначала мощи святых хранились в Риме, затем их перевезли в Антиохию, а позже, в 1268 г., – на остров Кипр, в деревню Менико», откуда они в августе 2005 г. были привезены делегацией Кипрской Православной Церкви на несколько дней в Россию. Возможно, речь идет о частях разделенных мощей.
В русском Православии издавна принято молиться святым Киприану и Иустине о защите от злых духов. Так, в Требнике митрополита Петра Могилы, в молебном "Последовании об избавлении от злых духов", наряду с молитвами другим святым есть одна особая молитва к свв. Киприану и Иустине. В том же Требнике, в молитвенном "Последовании над домом очародеянным", читаем: «Яко же святую Иустину креста знамением и на нем распятого Христа Бога нашего силою ограждаемую обавающе и убеждающе ничто же успеете, но со страхом и трепетом отбегосте, так и ныне от дома сего да изгонитеся». Разумеется, кроме молитв этим святым существуют и другие молитвы против злых духов: псалом 90-й, молитва «Да воскреснет Бог», тропарь и светилен Кресту Господню, заклинательные молитвы из Чина Оглашения и многие другие. Необходимо также заметить, что благодать Божия, дарованная христианину в Таинствах Крещения и Миропомазания является залогом его духовного развития и благополучия. Но если человек по невежеству своему обращается за помощью не к Богу и Его святым, а к колдунам (экстрасенсам), то, попав под их власть, теряет защиту благодати Божией.
Каждое воскресенье в 15:30 в нашем монастыре осуществляется чтение Акафистов пред иконой Божией Матери «Неупиваемая чаша» (с поминовением о здравии страждующих от недуга пьянства, наркомании и табакокурения)
Акафист - особые хвалебные песнопения в честь Спасителя, Божией Матери или святых. Акафисты состоят из 25 песен, которые расположены по порядку букв греческого алфавита: 13 кондаков и 12 икосов (“кондак” — краткая хвалебная песнь; “икос” — пространная песнь).
Святой мученик Трифон
Этот славный мученик Христов был родом из селения Кампсад во Фригии. Он жил в III веке. Скромные и благочестивые родители привили ему любовь к святым евангельским добродетелям с раннего детства. Благодаря этому, оставаясь простым пастухом гусей, он очень рано получил от Бога благодать исцелять людей и животных, изгонять нечистых духов. Случилось так, что яростный бес вселился в дочь императора Гордиана (238–244). Ни врачи, ни маги ничем не могли ей помочь. Однажды бес закричал: «Только Трифон в силах меня изгнать!» Гордиан тут же отправил гонцов по всей империи на поиски целителя. Его нашли, когда он мирно пас гусей. 17-летнего юношу привезли в Рим. Силой молитвы он изгнал беса и заставил его предстать перед жителями в виде отвратительного черного пса и признать, что, будучи орудием сатаны, отца всякого зла, ни он, ни его приспешники не имеют никакой власти над христианами. Признательный император щедро одарил Трифона, а святой по дороге на родину раздал подарки бедным. Там он снова в мире занялся своим делом, творя чудеса и расточая божественные благословения. В начале Дециевых гонений (250) префекту Востока Аквилину сообщили о святом как об опасном распространителе христианства. Трифон сам предал себя в руки посланных за ним воинов и радостно предстал перед судом в Никее. Он с равным презрением отнесся и к лести, и к угрозам префекта. Его привязали к столбу и три часа били деревянной палкой, предназначенной для тренировки солдат. Поскольку пытка, казалось, не причиняла ему боли, тиран повелел привязать его к коню и заставил бежать за ним босиком по скалистым замерзшим дорогам. По возвращении в Никею Трифону пробили ноги гвоздями за отказ от почитания императорского изображения и повели в центр города. Святой мученик Трифон Святой мученик Трифон Любовь ко Христу превратила страдания молодого мученика в божественное наслаждение[1], поэтому толпа взирала на пытки с благоговением. Солдаты яростно выкручивали ему руки и ноги, били прутьями, жгли факелами, но святой все переносил с радостью, молясь о своих палачах. Вдруг венец из цветов и драгоценных камней спустился с неба на его голову. Тогда Аквилин, беспомощный и посрамленный, приказал обезглавить Трифона за городскими стенами. Но еще до того как палач ударил смертоносным мечом, святой мученик предал душу Богу. Никейские христиане поспешили почтить его бесценные останки, однако святой явился им и открыл, что ему надлежит вернуться на родину. Святой мученик Трифон был похоронен в Кампсаде и там за века сотворил множество чудес. Его призывают для защиты садов и огородов от саранчи, пресмыкающихся и других вредителей.
Святой мученик Трифон - был родом из селения Кампсад во Фригии. Он жил в III веке. Скромные и благочестивые родители привили ему любовь к святым евангельским добродетелям с раннего детства. Благодаря этому, оставаясь простым пастухом гусей, он очень рано получил от Бога благодать исцелять людей и животных, изгонять нечистых духов.
Случилось так, что яростный бес вселился в дочь императора Гордиана (238–244). Ни врачи, ни маги ничем не могли ей помочь. Однажды бес закричал: «Только Трифон в силах меня изгнать!» Гордиан тут же отправил гонцов по всей империи на поиски целителя. Его нашли, когда он мирно пас гусей. 17-летнего юношу привезли в Рим. Силой молитвы он изгнал беса и заставил его предстать перед жителями в виде отвратительного черного пса и признать, что, будучи орудием сатаны, отца всякого зла, ни он, ни его приспешники не имеют никакой власти над христианами. Признательный император щедро одарил Трифона, а святой по дороге на родину раздал подарки бедным. Там он снова в мире занялся своим делом, творя чудеса и расточая божественные благословения.
В начале Дециевых гонений (250) префекту Востока Аквилину сообщили о святом как об опасном распространителе христианства. Трифон сам предал себя в руки посланных за ним воинов и радостно предстал перед судом в Никее. Он с равным презрением отнесся и к лести, и к угрозам префекта. Его привязали к столбу и три часа били деревянной палкой, предназначенной для тренировки солдат. Поскольку пытка, казалось, не причиняла ему боли, тиран повелел привязать его к коню и заставил бежать за ним босиком по скалистым замерзшим дорогам. По возвращении в Никею Трифону пробили ноги гвоздями за отказ от почитания императорского изображения и повели в центр города.
Любовь ко Христу превратила страдания молодого мученика в божественное наслаждение, поэтому толпа взирала на пытки с благоговением. Солдаты яростно выкручивали ему руки и ноги, били прутьями, жгли факелами, но святой все переносил с радостью, молясь о своих палачах. Вдруг венец из цветов и драгоценных камней спустился с неба на его голову. Тогда Аквилин, беспомощный и посрамленный, приказал обезглавить Трифона за городскими стенами. Но еще до того как палач ударил смертоносным мечом, святой мученик предал душу Богу.
Никейские христиане поспешили почтить его бесценные останки, однако святой явился им и открыл, что ему надлежит вернуться на родину. Святой мученик Трифон был похоронен в Кампсаде и там за века сотворил множество чудес. Его призывают для защиты садов и огородов от саранчи, пресмыкающихся и других вредителей.