Святая мученица Фотиния (Светлана) Самарянка 

Fotiniya

2 апреля Церковь молитвенно вспоминает святую самарянку Фотинию, о которой повествует Евангелие:

О днажды Господь наш Иисус Христос, благовествуя Евангелие Царствия, проходил через землю Самарийскую и остановился отдохнуть у колодца близ города Сихарь. В это время пришла за водой женщина самарянка по имени Фотиния, и Иисус ей сказал: «Дай Мне пить». Но женщина удивилась и спросила: «Как ты, будучи иудей, просишь пить у меня, самарянки?» Иудеи же с самарянами в то время не сообщались и не любили друг друга. Но Иисус ей сказал: «Если бы ты знала дар Божий и Кто говорит тебе: дай Мне пить, то ты сама просила бы у Него, и Он дал бы тебе воду живую». Фотиния не сразу поняла Его, но Христос ей сказал: «Всякий, пьющий воду сию, возжаждет опять, а кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную».

Говоря так, Спаситель называл живой водой Себя и Свое учение; Фотиния же подумала, что Он просто говорит ей о свежей, проточной воде. Тогда Иисус рассказал ей о ее греховной жизни, и женщина воскликнула: «Господи! вижу, что Ты пророк», и стала расспрашивать Его, кто правильно поклоняется Богу: иудеи или самаряне? На что Иисус ей ответил: «Настанет время и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе. Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине. Женщина говорит Ему: знаю, что придет Мессия, то есть Христос; когда Он придет, то возвестит нам все. Иисус говорит ей: это Я, Который говорю с тобою». Услышав это, Фотиния поспешила в город и оповестила жителей. Многие из них вместе с ней уверовали, что Иисус есть Спаситель мира Христос.

Она сделалась ученицей Христовой и смело проповедовала Евангелие в разных странах. Во дни римского императора Нерона, гонителя христиан, убившего святых апостолов Петра и Павла, Фотиния была схвачена язычниками. На допросе у злого императора она безбоязненно исповедовала Христа и сказала, что готова с радостью умереть за Него. Сначала Нерон приказал отрубить ей топором руки, но сколько палачи ни старались, ничего не смогли сделать и сами попадали на землю.

Император удивился и велел поместить Фотинию у себя во дворце под надзором своей дочери Домнины, надеясь, что та уговорит святую принести жертвы идолам. Но Домнина, после бесед с Фотиной, сама уверовала во Христа, а с ней — сто ее рабынь. За это злочестивый Нерон повелел содрать кожу с Фотиньи и бросить святую в колодец.

Так она предала свою душу Богу и в мученическом венце вечно радуется в Царстве Небесном со всеми святыми. Аминь.

 


Фаина Анкирская (Коринфская), дева, мученица (303)

день памяти 31  мая

Житие

Фаина Анкирская жила во 2-й половине III века в городе Анкире, Галатийской области. Она являлась одной из семи дев мученически пострадавших за Христа. 

Во время гонения императора Диоклитиана (284-305) на христиан в город Анкиру был назначен известный своей жестокостью правитель Феотекн.

 Святые девы Фаина, Текуса, Клавдия, Матрона, Иулия, Александра и Евфрасия, с юных лет посвятили себя Богу, жили в постоянных молитвах, посте, воздержании, добрых делах и все достигли старческого возраста. Приведенные на суд как христианки святые девы мужественно исповедали перед Феотекном свою веру во Христа и были преданы истязаниям, но остались непоколебимыми. Тогда правитель предал их бесстыдным юношам на осквернение. Святые девы горячо молились, прося у Бога помощи. Святая Текуса упала к ногам юношей, сняв головное покрывало, показала им свою седую голову. Юноши опомнились, сами заплакали и ушли прочь. Тогда правитель повелел, чтобы святые приняли участие в праздновании омовения идолов, как это совершали языческие жрицы, но святые девы снова отказались. За это они были приговорены к смерти. Каждой на шею был привязан тяжелый камень, и все семь святых дев были утоплены в озере. В следующую ночь святая Текуса явилась во сне святому Феодоту, прося достать тела их и похоронить по-христиански. Святой Феодот, взяв с собой своего друга Полихрония и других христиан, направился к озеру. Было темно, и путь указывала горящая лампада. Между тем перед стражей, поставленной язычниками на берегу озера, явился святой мученик Сосандр. Устрашенная стража обратилась в бегство. Ветер отогнал воду на другую сторону озера. Христиане подошли к телам святых мучениц и увезли их к церкви, где и предали погребению.

 

Святая великомученица Варвара родилась в г. Илиополе (нынешней Сирии) при императоре Максимине (305-311 гг.) в знатной языческой семье. Отец Варвары Диоскор, рано лишившись своей супруги, был страстно привязан к своей единственной дочери. Чтобы уберечь красивую девушку от посторонних взоров и вместе с тем лишить ее общения с христианами, он построил для дочери специальный замок, откуда она выходила только с разрешения отца (кондак 2). Созерцая с высоты башни красоту Божиего мира. Варвара часто испытывала желание узнать его истинного Творца. Когда приставленные к ней воспитательницы говорили, что мир создан богами, которых почитает ее отец, то она мысленно говорила: «Боги, которых почитает мой отец, сделаны руками человеческими. Как эти боги могли создать такое пресветлое небо и такую красоту земную? Един должен быть такой Бог, Которого создала не рука человеческая, но Сам Он, имеющий собственное бытие». Так святая Варвара училась от творений видимого мира познавать Творца, и на ней сбывались слова пророка «Поучихся во всех

делех твоих, в творении руку твоею поучахся» (Пс. 142, 5) (икос 2).

Со временем к Диоскору все чаще стали приходить богатые и знатные женихи, прося руки его дочери. Отец, давно мечтавший о замужестве Варвары, решил завести с ней разговор о браке, но, к своему огорчению, услышал от нее решительный отказ исполнить его волю. Диоскор решил, что со временем настроение дочери изменится и у нее появится склонность к замужеству. Для этого он разрешил ей выходить из башни, надеясь, что в общении с подругами она увидит другое отношение к замужеству.

Великомученица Варвара
Великомученица Варвара

Однажды, когда Диоскор находился в длительном путешествии, Варвара познакомилась с местными христианками, которые рассказали ей о Триедином Боге, о неизреченном Божестве Иисуса Христа, о Его воплощении от Пречистой Девы и о Его вольном страдании и Воскресении. Случилось так, что в то время в Илиополе проездом из Александрии находился священник, принявший вид купца. Узнав о нем, Варвара пригласила пресвитера к себе и просила совершить над ней Таинство Крещения. Священник изложил ей основы святой веры и затем крестил во имя Отца и Сына и Святого Духа. Просвещенная благодатью Крещения, Варвара еще с большей любовью обратилась к Богу. Она обещала посвятить Ему всю свою жизнь.

Варвара Сирийская
Варвара Сирийская

За время отсутствия Диоскора при его доме велось строительство каменной башни, где рабочие по приказанию хозяина намеревались соорудить два окна с южной стороны. Но Варвара, зайдя однажды посмотреть строительство, упросила их сделать третье окно — во образ Троичного Света (икос 3). Когда же вернулся отец, то он потребовал у дочери отчета о сделанном, «Три лучше чем два, — говорила Варвара, — ибо у неприступного, неизреченного Света, Троичного, Три Окна (Ипостаси или Лица)». Услышав от Варвары христианские веро-учительные наставления, Диоскор пришел в ярость. Он бросился на нее с обнаженным мечом, но Варвара успела выбежать из дома (икос 4). Она укрылась в горной расселине, которая чудным образом расступилась перед ней.

К вечеру Диоскор по указанию одного пастуха все же нашел Варвару и с побоями притащил мученицу в дом (икос 5). Наутро он отвел Варвару к городскому правителю и сказал: «Я отрекаюсь от нее, потому что она отвергает богов моих, и если не обратится к ним снова, то не будет мне дочерью. Мучай ее, державный правитель, как будет угодно твоей воле». Долго уговаривал градоначальник Варвару не отступать от древних отеческих законов и не противиться воле отца. Но святая мудрою речью обличала заблуждения идолопоклонников и исповедала Иисуса Христа Богом. Тогда ее начали сильно бить воловьими жилами, и после этого растирать глубокие раны жесткой власяницей.

Варвара мученица
Варвара мученица

В конце дня Варвару отвели в темницу. Ночью, когда ее ум был занят молитвой, ей явился Господь и сказал: «Дерзай, невеста Моя, и не бойся, ибо Я с тобою. Я взираю на подвиг твой и облегчаю твои болезни. Претерпи до конца, чтобы вскоре насладиться вечными благами в Царстве Моем". На следующий день все были удивлены, увидев Варвару, — на ее теле не осталось никаких следов недавних истязаний (икос 6). Видя такое чудо, одна христианка, по имени Иулиания, открыто исповедала свою веру и объявила желание пострадать за Христа (кондак 8). Обеих мучениц начали водить обнаженными по городу, а затем повесили на дереве и долго пытали (кондак 9). Их тела терзали крючьями, жгли свечами, били по голове молотком (икос 7). От таких пыток невозможно было остаться человеку живым, если бы мучениц не укрепляла сила Божия. Оставаясь

верными Христу, по приказанию правителя, мученицы были обезглавлены. Святую Варвару казнил сам Диоскор (икос 10). Но безжалостного отца вскоре поразила молния, превратив его тело в пепел.

Мощи святой великомученицы Варвары в VI веке были перенесены в Константинополь, а в XII веке дочь византийского императора Алексея Комнина (1081—1118 гг.), княжна Варвара, вступая в брак с русским князем Михаилом Изяславичем, привезла их с собой в Киев, где они находятся и теперь — в кафедральном соборе святого князя Владимира.

 

Святая Екатерина родилась в Александрии во второй половине третьего столетия. Происходила она из знатного рода и отличалась светлым умом, ученостью и красотой. Многие богатые и знатные женихи искали ее руки, а мать и родные уговаривали ее согласиться на брак. Но Екатерина медлила с ответом и говорила своим близким: «Если хотите, чтобы я вышла замуж, то найдите мне юношу, подобного мне по красоте и учености».

Бог так устроил, что Екатерина познакомилась с одним старцем-пустынником, человеком светлого ума и праведной жизни. Обсуждая с Екатериной достоинства ее поклонников, старец сказал: «Я знаю Жениха, который во всем превосходит тебя. Нет ему подобного». Потом он дал ей икону Пресвятой Девы, обещал, что она поможет ей увидеть необыкновенного Жениха.

Святитель Симеон Иерусалимский и великомученица Екатерина
Святитель Симеон Иерусалимский и великомученица Екатерина

В ближайшую ночь представилось Екатерине в легком сне, что Небесная Царица, окруженная ангелами, стоит перед ней и держит на руках Отрока, сияющего как солнце. Напрасно старалась Екатерина взглянуть на Его лицо: Он отворачивался от нее. «Не презирай Твоего создания, — молила Божия Матерь своего Сына, — скажи ей, что она должна сделать, чтобы увидеть Твой светлый лик». «Пусть она вернется к старцу и узнает от него», — ответил Отрок.

Великомученица Екатерина
Великомученица Екатерина

Чудный сон глубоко поразил девушку. Как только настало утро, она поспешила к старцу, припала к ногам его и просила у него совета. Старец подробно объяснил ей истинную веру, рассказал о райском блаженстве праведников и о гибели грешников. Мудрая дева поняла превосходство христианской веры над языческой, поверила в Иисуса Христа как Сына Божия и приняла святое крещение. После крещения божественный свет проник в нее и наполнил ее великой радостью.

Екатерина великомученица
Екатерина великомученица

Когда Екатерина с обновленной душой возвратилась домой, она долго молилась, благодаря Бога за милость, оказанную ей. Заснув во время молитвы, она снова увидела Матерь Божию. Теперь Божест-венный Отрок милостиво взирал на нее. Пресвятая Дева взяла правую руку девицы, а Отрок надел ей чудный перстень, сказав: «Не знай жениха земного». Екатерина поняла, что с этого момента она обручена Христу и проснулась с еще большей радостью на сердце. После этого она совершенно переменилась стала скромной, кроткой и милостивой. Она стала часто молиться Богу, прося руководства и помощи. Одна цель воодушевляла ее: жить для Христа.

Екатерина великомученица
Екатерина великомученица

В скором времени в Александрию прибыл Максимиан (286-305 гг.), соправитель императора Диоклетиана. Он разослал вестников по городам Египта созвать народ на праздник в честь языческих богов. Екатерина скорбела, что царь, вместо того, чтобы содействовать просвещению народа, еще больше насаждает языческие суеверия. Когда наступил праздник, она пришла в капище, где собирались жрецы, знать и народ и безбоязненно сказала царю: «Не стыдно ли тебе, царь, молиться мерзким идолам! Познай истинного Бога, безначального и бесконечного; им цари царствуют и мир стоит. Он сошел на землю и сделался человеком для спасения нашего».

Великомученица Екатерина
Великомученица Екатерина

Максимиан разгневался на Екатерину за неуважение к его царскому достоинству и повелел заключить ее в темницу. Затем он велел ученым людям убедить Екатерину в истинности языческой религии. В течение нескольких дней они излагали перед девицей различные доводы в пользу языческой религии, но Екатерина своей логикой и разумными доводами разбивала их в прах. Она доказывала им, что может существовать только один премудрый Создатель всего, который своими совершенствами бесконечно возвышается над языческими божествами. В конце концов языческие мудрецы признали себя побежденными всесокрушающей логикой Екатерины. Потерпев неудачу на интеллектуальной почве, Максимиан, однако, не отступил от своего намерения переубедить Екатерину. Призвав ее, он старался прельстить ее подарками, обещаниями почестей и славы. Но Екатерина оставалась неподкупной.

Максимиану пришлось на короткое время отлучиться из города. Его жена, царица Августа, много слышавшая о мудрости Екатерины, пожелала увидеть ее. Встретившись и побеседовав с Екатериной, Августа уверовала в Христа и приняла христианскую веру.

Екатерина великомученица
Екатерина великомученица

Когда Максимиан возвратился в Александрию, он снова послал за Екатериной. На этот раз он снял маску доброжелательности и стал грозить Екатерине пытками и смертью. Потом он велел принести колеса с острыми зубцами и велел предать ее этой ужасной казни. Но едва только начались мучения, как невидимая сила сокрушила орудие муки, святая Екатерина осталась невредима. Царица Августа, узнав о случившемся, предстала перед своим мужем и стала укорять его, как он дерзает восставать против Самого Бога. Царь пришел в ярость от вмешательств своей жены и повелел тут же умертвить ее.

На другой день Максимиан в последний раз призвал Екатерину и предложил ей стать его женой, обещая ей все блага мира. Но святая Екатерина и слушать об этом не хотела. Видя бесполезность всех своих усилий, царь велел предать ее смерти, и воин отсек ей голову в 304 году.

Впоследствии святые останки великомученицы Екатерины попали на гору Синай и с тех пор здесь хранились в монастыре ее имени. Император Петр Великий пожертвовал для ее мощей драгоценную раку.

Каждое воскресенье в 15:30 в нашем монастыре осуществляется чтение Акафистов сщмч. Киприану и мч. Иустинии ( с поминовением о здравии страждующих от злых духов, колдовства и чародейства) 

 

В III веке в царствование римского императора Декия жил в Антиохии языческий мудрец, знаменитый волхвователъ Киприан, родом из Карфагена (известного сатанинскими культами). Он был с детства отдан родителями в обучение к чародеям, затем отправился на гору Олимп – жилище языческих богов; там было множество идолов, в коих обитали бесы. На этой горе Киприан научился всем хитростям использования помощи бесов, затем продолжил совершенствование в этом искусстве у магов Египта и у халдеев (от которых талмудисты позаимствовали каббалу). Киприан достиг в колдовстве такого мастерства, что вступил в личное общение с самим сатаной, отдал ему во власть всего себя, и тот дал ему в услужение полк бесов и обещал поставить князем по исхождении из тела. Многие обращались к Киприану в своих нуждах, и он "помогал" им бесовской силой, избавляя от одних нужд, и в тоже время опутывая еще более худшими: одним содействовал он в любодеянии, другим во гневе, вражде, мщении, зависти, совращая ко всяким сатанинским беззакониям, приносил и детей в жертву бесам для обретения их помощи. Однако Господь по Своей неизреченной благости, соизволил спасти сего погибшего человека из адской пропасти, чтобы показать всем людям, что нет греха, могущего победить человеколюбие и милосердие Божие. Спас же Господь Киприана от гибели следующим образом. Обратился однажды к этому знаменитому колдуну юноша по имени Аглаид, сын богатых и знатных родителей. Однажды увидел он девушку Иустину и поразился ее красотой, и стал с тех пор искать ее расположения и любви, она же отвечала ему отказом: «Жених мой – Христос; Ему я служу и ради Него храню мою чистоту». Вооружившись тайными знаниями и призвав на помощь бесов, Киприан три раза посылал их соблазнить Иустину. Они внушали ей дурные мысли, разжигали в ней плотскую страсть, искушали льстивыми и лукавыми речами, но Иустина побеждала их постом, молитвой и крестным знамением, и посрамленные и устрашенные крестом Господним, они бежали с позором. Вознегодовал тогда Киприан и стал мстить Иустине за свой позор. Он наслал мор и язвы на дом Иустины и на весь город, как некогда диавол на праведного Иова. Она же усердно молилась, и бесовское наваждение прекратилось. И когда даже сам сатана ничего не мог поделать с верою Иустины и потерпел позорное поражение от ее молитв, показав Киприану свое безсилие и силу крестного знамения и Христова Имени, – Киприан осознал всю хитрость и немощь сатаны: «Ибо если ты боишься даже тени креста и трепещешь Имени Христова, то что ты будешь делать, когда Сам Христос придет на тебя? Если ты не можешь победить осеняющих себя крестом, то кого ты исторгнешь из рук Христовых? Ныне я уразумел, какое ты ничтожество! Отступи от меня, проклятый, отступи, – ибо мне следует умолять христиан, чтобы они помиловали меня и позаботились о моем спасении». Услышав сие, диавол набросился на Киприана, чтобы задушить его. Киприан, уже едва живой, вспомнил знамение святого креста, силою которого противилась Иустина всей бесовской силе, и воскликнул: «Боже Иустины, помоги мне!». Затем перекрестился, и диавол тотчас отскочил от него со злобным рыком. Так Киприан, прозрев, отрекся от дел диавола, покаялся в своих прежних искуствах, исповедал все местному епископу Анфиму, отдал ему на сожжение все свои книги и умолял совершить над ним святое крещение. Через семь дней после крещения его поставили во чтеца, через двадцать дней – в иподиакона, через тридцать – в диакона. Он совершенно изменил свою жизнь, умоляя всех своих прежних клиентов и учеников последовать его примеру. После такой перемены знаменитого колдуна, обратившегося на покаянное служение Господу, люди стали прославлять Христа, а Киприана через год рукоположили в иерея. Позже он был поставлен епископом и в этом сане проводил такую святую жизнь, что сравнялся со многими великими святыми. Святую Иустину девицу он поставил диаконисою, а затем поручил ей девичий монастырь, сделав ее игумениею. Своим поведением и наставлением Киприан обратил многих язычников и приобрел их для Церкви Христовой. Таким образом, идолослужение стало прекращаться в Антиохии, и слава Христова увеличивалась. Всем этим Киприан (как ранее и Савл, ставший апостолом Павлом) дал еще один наглядный пример и милости Божией, и того, как человеческие таланты, мудрость и знания могут направляться человеческою свободною волею на служение или злу, или добру. Посрамленный же сатана, не в силах победить Киприана и Иустину своею волею, решил отомстить им иначе. Во время гонений на христиан при императоре Диоклетиане Киприана и Иустину, по наущению сатаны, оклеветали, посадили в темницу и подвергли жестоким мучениям, которые они воспринимали с радостию, славя Христа. Их бросили в кипящий котел, но это не причинило им никакого вреда. В конце концов, их осудили на усечение мечом. Видя неповинную смерть мучеников, воин Феоктист объявил себя христианином и был казнен вместе с ними. Мощи их были увезены христианами в Рим для погребения, – говорится в их "Житии" Святителя Димитрия Ростовского. «Мощи святых Киприана и Иустины находятся в Риме в крещальне (баптистерии) Иоанна Предтечи, примыкающей к Латеранскому собору. Крещальня была основана императором Константином», в одном из ее приделов «в белой мраморной гробнице» почивают мощи этих святых, – так говорится в русском дореволюционном (1912) путеводителе по святыням Рима. В наши дни об этих мощах были распространены иные сведения: «Сначала мощи святых хранились в Риме, затем их перевезли в Антиохию, а позже, в 1268 г., – на остров Кипр, в деревню Менико», откуда они в августе 2005 г. были привезены делегацией Кипрской Православной Церкви на несколько дней в Россию. Возможно, речь идет о частях разделенных мощей.

В русском Православии издавна принято молиться святым Киприану и Иустине о защите от злых духов. Так, в Требнике митрополита Петра Могилы, в молебном "Последовании об избавлении от злых духов", наряду с молитвами другим святым есть одна особая молитва к свв. Киприану и Иустине. В том же Требнике, в молитвенном "Последовании над домом очародеянным", читаем: «Яко же святую Иустину креста знамением и на нем распятого Христа Бога нашего силою ограждаемую обавающе и убеждающе ничто же успеете, но со страхом и трепетом отбегосте, так и ныне от дома сего да изгонитеся». Разумеется, кроме молитв этим святым существуют и другие молитвы против злых духов: псалом 90-й, молитва «Да воскреснет Бог», тропарь и светилен Кресту Господню, заклинательные молитвы из Чина Оглашения и многие другие. Необходимо также заметить, что благодать Божия, дарованная христианину в Таинствах Крещения и Миропомазания является залогом его духовного развития и благополучия. Но если человек по невежеству своему обращается за помощью не к Богу и Его святым, а к колдунам (экстрасенсам), то, попав под их власть, теряет защиту благодати Божией.

Copyright © 2013.Троице-Одигитриевский ставропигиальный женский монастырь Зосимова Пустынь.                      Разработка сайта sprint123@yandex.ru

Яндекс.Метрика