ПАЛОМНИЧЕСТВА  ПО  СМОЛЕНЩИНЕ

Сельцо Буловицы –

родина преподобного Зосимы Верховского

Провидение сохранило до пресловутых 1990-х годов на нашей многострадальной земле родину преподобного Зосимы – деревеньку Буловицы, что в теперешнем Починковском районе Смоленщины. Но ныне деревенька опустела. И большого красивого озера уже нет. Очень печально. Однако место это ничем не занято – красивые луга, перелески и сохранившийся так называемый Узкий пруд (в отличие от утраченного большого Круглого озера).

Кое-что всё-таки удалось повидать в 1989 году. При подходе к Буловицам уже издали видны купы лип на месте последней усадьбы. Рядом с деревней – довольно большое пруд (называвшийся Круглым озером) на ручье с поэтическим названием Смородинка. За рощицей ещё одна плотина и длинный продолговатый пруд (Узкий пруд) второго яруса. Небольшой пруд третьего яруса пересох. По рассказам буловчан, на его правом берегу была оранжерея. В описи имения 1834 года (когда его хозяйкой была сестра старца Зосимы, вдова Пелагия Богдановна Повало-Швейковская) так и сказано: «В сельце Буловицы, начиная от оранжерейного сада, три копаных озера с полуставками без живого урочища». Местные жители будут показывать место помещичьего дома в роще на северном берегу круглого озера. Но то – последняя предреволюционная усадьба, перенесённая туда в 1840-1850-х годах. Новый владелец пытался искоренить всё, что было связано в усадьбе с местом рождения декабриста Ивана Семёновича Повало-Швейковского (племянника о. Зосимы, родившегося здесь же в 1787 году). А старая усадьба, где родились и декабрист, и будущий подвижник Божий преп. Зосима, располагалась на западном берегу Круглого озера.

145

Круглое озеро в Буловицах (фото 1989 года)

В августе 1989 году там было распаханное поле. Деревня на другом берегу пруда. Водная гладь чистых озер, поле, роща, яблоневый сад и тишина… Только природа, небо и близость Всевышнего. Что можно желать ещё увидеть на родине святого после веков забвения!

Через верхнюю плотину дорога уходила на северо-запад к селу Лобкову, соединяясь со старым трактом Смоленск-Рóславль. В упомянутой выше описи 1834 года читаем: «И состоит оное имение Буловицы расстоянием от города Смоленска в сорока трёх верстах, ехавши из оного в Рославль, по левую сторону от Большой дороги в полуверсте». Отойдя с полкилометра от Буловиц, можно было оглянуться и зримо представить, как подъезжали к родным пенатам молодые гвардейцы (и юный Захария!), возвращаясь из Санкт-Петербурга. И как оглянулись в последний раз на родной дом юные Варвара и Матрона, уезжая со своим дядюшкой Зосимою в неведомое будущее, и, возможно, всплакнули.

146

Липы в Лобкове на месте утраченного храма (фото 1998 г.)

Перед самим Лобковым дорога поднималась на взгорок, на котором когда-то стоял храм. Храм в селе Лобкове погиб до основания в пресловутые 1920-е годы. На его месте, среди вековых лип, построена была контора. Но и «храм» разрушителей стоит сейчас разрушенным. Кладбище около церкви было уничтожено вместе с храмом. А ведь там похоронены родители старца Зосимы, его брат Илия с женой (родители Варвары и Матроны, будущих монахинь Веры и Маргариты), отец героя войны 1812 года, декабриста, Ивана Семёновича Повало-Швейковского и многие их сродники. Порадуемся тихо хотя бы тому, что в далеком 1823 году смогли попрощаться с родными могилами и старец Зосима, и будущие монашенки.

147

План села Лобкова с церковной землёй 1779 года

В Лобкове сохранилась половина пруда по одну сторону дороги, а по другую – обширная неглубокая котловина, совершенно пересохшая. Но и оставшаяся часть пруда, и вековые липы на горке напоминает строки из Жизнеописания старца Зосимы о прощании брата его Илии с родным Лобковым перед уходом в странствование по монастырям: «Илия не зашёл в село, не приблизился к бывшему своему дому, не повидался с родными, но вдали, в густой роще один только со своею сумкою расположился ночевать. Долго чувствительный молодой странник сидел на лугу под деревом, и при свете луны, в ясную летнюю ночь глядел на блестящий крест церкви, на свой дом, на тихо волновавшееся близ дома большое озеро и погружался в глубокую думу. Потом вынул из сумки карандаш и бумагу и написал для себя:

Лобково оставляючи, туда иду,

Где вместо оного прискорбный путь найду.

Путем иду я тесным

Ко благам преднебесным».

Так тепло написаны в книге эти строки об Илии, что ясно можно представить себе, как рассказывал он о той ночи впоследствии в кругу своей семьи, как читал свои стихи. И с какой тихой радостью и слезами вспоминала и писала о родном отце доченька его Варвара, уже будучи инокиней Верой.

Во время поездки летом 1998 года пришлось поплакать и нам. В Буловицах, на родине двух замечательных людей, единственный памятник 250-летней давности – прекрасное Кругое озеро, помнящее детство двух мальчишек, ставших великими сынами своего народа, - больше не существует. Годом ранее (как рассказали местные жители) какой-то деятель из Починка решил взять озеро в аренду и разводить рыбу. Разломал плотину, чтобы после слива воды очистить дно озера. Но на этом всё закончилось – ни рыбы, ни озера хотя бы без рыбы. Последние немые свидетели детства преп. Зосимы и героя войны с Наполеоном, декабриста – Узкий пруд и берег, на котором стояла усадьба (теперь он даже и не вспахан, зарос дикой травой). Как легко наступает на нас лукавый! Нашими же руками лишает последних святынь!

148

Последние свидетели детства Зосимы –

узкий пруд и берег, на котором стояла усадьба

То же самое мы застали в Буловицах и в апреле 2015 года. Поездка в Смоленск была связана с паломничеством сестёр Троице-Одигитриевской Зосимовой пустыни к смоленским святыням. 22 апреля мы все присутствовали при освящении памятной доски в честь преподобного Зосимы Верховского, сооружённой на стене Успенского храма в районном городе Починке. Освящение совершил настоятель храма, благочинный того округа, в который входит территория бывшей деревни Буловиц, протоиерей Николай Бондарь. На памятной доске начертано: «Преподобному Зосиме Верховскому (24 марта 1768-24 октября 1833), нашему земляку, уроженцу с. Буловиц Смоленской губернии, от православных смолян. Епархиальный Совет, г. Смоленск».

149

Освящение памятной доски в честь преподобного Зосимы Верховского

на стене храма в Починке 22 апреля 2015 года

Побывали сестры также в Герасимо-Болдинском монастыре, где в трапезной части Богородичного храма стены расписаны ликами смоленских святых. Среди них есть и уроженец смоленской земли преподобный Зосима Верховский.

150

Сестры Зосимовой пустыни в Герасимо-Болдинском монастыре,

где в росписи присутствует лик преп. Зосимы Верховского

И ещё новости – в иконостасе Богородицкого Успенского храма появилась новая икона, изображающая главных почитаемых в Богородицком святых – преподобных Авраамия и Зосимы. А в кафе Василия Васильевича Липатова, одного из спонсоров Богородицкого храма, также новая картина, изображающая преп. Зосиму на фоне основанной им обители под Москвой, ныне обновлённой и цветущей.

151

Икона преподобных Авраамия и Зосимы в иконостасе

нового Успенского храма в селе Богородицком

152

Преподобный Зосима на фоне основанного им монастыря,

ныне возобновлённой Зосимовой пустыни под Москвой

25 апреля 2015 удалось доехать до Буловиц. Боль утраты деревни и Круглого озера стала со временем привычной, и для радости было достаточно чистоты спокойно пережившего лихолетья Узкого пруда. Прошлись по земле, где когда-то бегали мальчишками будущие подвижник православия и борец за справедливость декабрист. Где-то в глубине души затаилось желание каким-то образом поделиться этой радостью с другими. Идеей поставить поклонный крест именно здесь, на месте их родного дома, загорелась прапраправнучатая племянница преподобного Зосимы – Евгения Тихомирова.

153

Евгения Тихомирова около Узкого пруда

в Буловицах 25 апреля 2015 года

Надо сказать, что распорядительность главы Переснянской администрации (на территории которой расположены Буловицы) Анатолия Ивановича Малашенкова была нам известна. И мы обратились к нему за поддержкой поставить поклонный крест на месте сельца в Буловицах.

Как же не оскудевает русская земля горячими сердцами! – когда вокруг, казалось бы, всё лучшее исчезает и никому не нужно. Вместе с Анатолием Ивановичем и двумя ревностными краеведами-смолянками Надеждой Владимировной Деверилиной и Инной Николаевной Скобцовой (из Пересны) отправились в конце июля в Буловицы на поиск места расположения старинного усадебного дома. Светило радостное солнце, травы розовым ковром стелились по всему берегу, где когда-то стояла усадьба. Ориентируясь по карте 1779 года (когда будущему преподобному Зосиме было 11 лет), вымерили по компасу и шагами место расположения господского дома. На этом месте рождения преподобного и решили поставить поклонный крест. Именно здесь. Хотя добираться да креста от оставшихся следов дороги будет непросто.

154

План усадьбы Буловиц 1779 года

с указанием маршрута поиска местоположения господского дома

Заказали в Починке изготовление креста высотой в три с половиной метра. Мастер Сергей Анатольевич очень быстро и с любовью выполнил работу.

И вот 1 октября того же 2015 года состоялось торжественное освящение поклонного креста в Буловицах. Молебен возглавил секретарь Смоленской митрополии протоиерей Павел (Петровский). Ему сослужили настоятель прихода церкви в честь Успения Божией Матери села Богородицкого иерей Роман Сингаевский и настоятель прихода св. Вонифатия села Лосня иерей Сергий Прокопов. Затем Отец Павел освятил Поклонный крест.

155

Молебен у Поклонного креста в Буловицах 1 октября 2015 года

Большому значению Креста (и символическому и духовному) на родине святого посвятила свою речь настоятельница Зосимовой пустыни игуменья Фаина. Монахиня Зосима в своём приветственном слове отметила, что крест установлен ровно на том месте, где стоял дом, в котором родился будущий преподобный Зосима Верховский, где прошли его детские и отроческие годы. Также она обратила внимание присутствующих, что здесь очень благодатное место: «к небу чистейший, ничем не загражденный путь», - как выразился преподобный Зосима в одном из своих творении.

156

Выступление Игумении Фаины из Зосимовой пустыни

на празднике освящения поклонного креста в Буловицах

 

На освящении креста присутствовали: пра-правнучатая племянница преподобного Зосимы Верховского монахиня Зосима (Верховская) с дочерью Евгенией Тихомировой (тщанием которой установлен крест), игуменья Фаина (Кулешева) и монахиня Ксения из московского Троице-Одигитриевского монастыря Зосимовой пустыни с сестрами и паломниками, гости из Смоленска и Починковского района – специалисты отдела культуры, библиотек, историко-краеведческого музея.

157

Священники и сестры из Зосимовой пустыни

у освященного Поклонного креста в Буловицах

На следующий же день на сайте Смоленской епархии в разделе «Новостей» была помещена информация: «В память о святом Зосиме Верховском установлен поклонный крест». Этот файл с небольшим фильмом и фотографиями и сейчас можно найти в архиве епархиального сайта(В окошке «поиск» набрать следующее: 1 октября освящение креста Буловицы). В мартовском номере за 2016 год журнала «Край Смоленский» опубликован очерк о торжествах в Буловицах.

Село Богородицкое под Смоленском

Уже несколько лет (начиная с 2012 года), как в общеобразовательной школе села Богородицкого Смоленского района проходят ежегодные школьные конференции в честь преподобного Зосимы Верховского под девизом «Образ верного Богу и людям служения». С докладами и сообщениями выступают учащиеся Богородицкой школы, также других школ Смоленского района и города Смоленска, студенты Смоленского базового медицинского и Смоленского промышленно-экономического колледжей и других средних учебных заведений Смоленска, где «Основы православной культуры» они познают под руководством преподавательницы Мери Стефановны Хохловой. Первую конференцию вела директор школы Людмила Геннадиевна Гракова, активно поддержавшее это начинание учительницы истории Наталии Тимофеевны Солодковой. Присутствовало несколько представителей печати из Смоленска.

158

На первой конференции, посвящённой преподобному Зосиме Верховскому,

в Богородицкой школе 19 марта 2012 года.

С приветствием выступает главный редактор журнала «Край Смоленский».

 

В Богородицкой школе существует уже достаточно давно краеведческий музей, который предоставляет возможность посетителям познакомиться с историей села. После каждой конференции ученицы более младших классов проводят в музее экскурсии.

159

Учительница истории Богородицкой школы Н.Т. Солодкова,

инициатор проведения школьных православных конференций,

со своими подопечными четвероклассницами-экскурсоводами в школьном музее

 

В конференциях всегда принимает участие настоятель храма Успения Божией Матери села Богородицкого иерей Роман Сингаевский. Бывает на этих конференциях и представительница старинного рода Верховских, к которому относился преподобный Зосима, монахиня Зосима (Верховская). Нередкие гости - школьные преподаватели, представители СМИ, жители села.

            Отец Роман в приветственном слове перед собравшимися всегда настойчиво отмечает, что изучение истории родной земли через вклад выдающихся личностей, таких как святой преподобный Зосима Верховский, святой преподобный Авраамий Смоленский, способствует формированию сознания величия русской истории и чувства любви к своему Отечеству. Знакомясь с житиями этих святых, постигая истоки их мужества, мудрости, чистоты, мы должны задуматься о назначении человека и понять, что без высших идеалов жизнь бессмысленна.

            В 2013 году Батюшка закончил строительство нового Успенского храма в Богородицком. Освящение храма состоялось 19 ноября. Освящение и литургию возглавлял Владыка Исидор.

160

Крестный ход после освящения нового Успенского храма

в Богородицком 19 ноября 2013 года

Тематика школьной конференции в разные годы расширяется до таких тем, как «Страницы истории Смоленской земли», «Дороги к храму», «Моя малая родина», и конечно же важное место занимают фигуры великих смоленских святых преподобного Авраамия и воина Меркурия.

161-1   161-2

Выступления учащихся с докладами на Второй конференции

в Богородицком 16 мая 2013 года

 

В 2015 году на Четвёртую конференцию в Богородицком приехала настоятельница московского ставропигиального Троице-Одигитриевского монастыря «Зосимова пустынь» игуменья Фаина (Кулешева) с сопровождающими. Выступив перед участниками конференции, она пригласила на продолжение этой конференции в Зосимову пустынь. В июне того же года, 25 числа, продолжение конференции, посвящённой преподобному Зосиме, состоялось. Приехали со своими докладами несколько школьников из соседних с Богородицким селений в сопровождении учителей и двух священников – районного благочинного иерея Романа Павлишова и Богородицкого священника Романа Сингаевского. Выступали, конечно, и сестры Зосимовой пустыни. Конференция была посвящена 1000-летию преставления равноапостольного Владимира.

162

На конференции в Зосимовой пустыни 25 июня 2015 года

163

Доклад игуменьи Фаины (Кулешевой)

 

164

Доклад школьницы из Смоленского благочиния

 

Решено было продолжить общие усилия по освоению и пропаганде духовного наследия преподобного Зосимы. Единение это знаменательно не только благодаря сближению родины преподобного Зосимы с его последним «детищем» - основанным им монастырём. Но важно и единений поколений!

Богородицкое – главное родовое имение семьи смоленских Верховских, известное в их владении с 1620 года. Во времена юности преподобного Зосимы оно принадлежало старшему брату родителя Зосимы. Расположено Богородицкое на Рославльском тракте, и трудно представить себе, чтобы юные гвардейцы (Захария и его братья) не заглянули бы в Богородицкое по дороге домой в Буловицы. А ещё интересно нам это родство тем, что хозяйкой в Богородицком в то время была Надежда Фоминична, урождённая Повало-Швейковская. Её родной брат Степан Фомич Повало-Швейковский был совладельцем как раз того имения Екимовичи в Рославльском уезде, в лесах которых обосновались отшельники под водительством иеромонаха Адриана в 1786 году. Очень возможно, что юный Захария узнал о старцах, поселившихся в Рославльских кущах, из рассказов гостившего в Богородицком Степана Фомича Повало-Швейковского.

Рославльские кущи

Пустынножительство в Брянских лесах возобновилось после Петровских реформ около 1746 года и продолжалось непрерывно до конца первой четверти XIX столетия. Первым известным пустынножителем Брянских лесов был отец Иоасаф, строитель Площанской Богородицкой пустыни. Он прожил в Брянских лесах двадцать лет и скончался в 1766 году в той же Площанской пустыни.

Второй период пустынножительства в Брянских, а потом в Рославльских лесах связан с именем иеромонаха Адриана, также из иноков Площанской пустыни. Где-то около 1786 года несколько любителей безмолвия перешли через реку Десну из пределов Брянских и нашли убежище в Рославльских лесах Смоленской губернии. С помощью боголюбцев выстроили себе две избы, из которых одна имела вид часовни и служила для молитвы. Именно сюда пришел к ним юный Захария Верховский, впоследствии схимонах Зосима (ныне прославленный в лике преподобных). Впоследствии старец Зосима писал об увиденном им там нестяжательном, преподобно-отеческом безмолвном житии с величайшим почитанием и восторгом.

165

Старец Адриан (гравюра Коневец)

Среди Рославльских отшельников того (второго) периода наиболее известны отцы Василиск, Никита, Досифей, Дорофей. Все пустынники особенно почитали ученика Адрианова, старца Василиска, считая его безмолвную жизнь примером для себя и называя его своей «пустынной звездою». Представляет интерес сохранившееся письмо монаха Зосимы (Верховского) из Коневского монастыря к старцу Досифею в Рославльские кущи, датированное 21 мая 1799 годом, в котором он пишет о планах удалиться с отцом Василиском с Коневца в более глубокую «внутреннюю пустынь». Это письмо хранилось старцем Досифеем всю жизнь, затем хранилось среди документов Оптиной пустыни и позднее было процитировано в Жизнеописании старца Зосимы.

166

Автограф старца Досифея

Нельзя не упомянуть о том влиянии на окружающее население, которое имели монахи-отшельники. Один из совладельцев сельца Екимовичи, отставной гвардии поручик Степан Фомич Повало-Швейковский (близкий родственник преподобного Зосимы) начал в 1802 году постройку храма, оставив по завещанию весь свой капитал на строившийся храм и отпустив крестьян на волю с предоставлением им земли и угодий.

Третий период пустынножительства в Рославльских лесах связан с именем иеросхимонаха Афанасия, который пришёл в эти леса в апреле 1807 года. Ученики его стали известнейшими старцами Оптиной пустыни – преподобные Моисей и Антоний (Путиловы). Отец Моисей поселился в этой пустыни послушником при иеросхимонахе Афанасии в 1809 году, а брат его, отец Антоний, - в 1816 году.

Наиболее точное указание о местожительстве старцев в 1810-х годах находим в воспоминаниях отца Моисея (Путилова): «Когда я пришёл в Рославльские леса, тамошние пустынники жили в трёх келиях: отец иеросхимонах Афанасий, от него в версте отец Досифей и в версте от него отец Дорофей. ... Место, в котором мы жили, принадлежало к дачам рославльского помещика Демьяна Михайловича Броневского; сельцо его Якимовское находилось от нас в верстах пяти, а в верстах в 30 находилось другое сельцо Межево, владельцы которого Таптыкины были нашими благотворителями, особенно мать этого семейства, урожденная Солнцева, старица благочестивой жизни. Под самой нашей келиею протекала лесная речка Болдачовка, а в полутора верстах впадала в неё речка Фроловка. На берегу её был колодезь; в этой речке важивалась рыбка». Их пустыньку часто навещал подвизавшийся в то время в Оптине старец Феофан, проходивший в начале 1790-х годов послушание у самого великого Паисия. Во время одного из таких посещений Рославльской пустыньки, старец Феофан заболел и скончался 15 июня 1819 года на руках отца Антония. Похоронили его на краю оврага у речки Фроловки.

Желание отыскать места отшельнических кущей в Рославльских лесах преследовало и преследует до наших дней многих. Каталог 32 пустынножителей Рославльских и смежных с ними Брянских лесов составил к 1874 году насельник Свенского Успенского монастыря монах Сергий. Летом 1876 года Оптина пустынь посылала отца Климента (Зедергольма) в Рославльские леса на поиски заповедных мест и могил. Будучи ещё насельником Оптины, о. Ювеналий (Половцев) собирал материалы о Рославльских пустынниках и оставил в своих записках сообщение, что на планах специального межевания 1796 года в лесных дачах сельца Екимовичей значилось урочище «Ров монахов». Такого плана в архиве древних актов (РГАДА) не сохранилось, но на одном из более поздних планов специального межевания 1857 года нам удалось обнаружить приток речки Болдачевки южнее сельца Буды, поименованный как «Овраг Монашеский».

167

Фрагмент карты 1857 года

с наличием подписи «Овраг Монашеский»

Сохранилась до нашего времени на склоне Монашеского оврага могила старца Никиты, почившего о Господе 29 марта 1793 года (жития его было 98 лет). Могила подавала многим исцеление, и пустынники приходили сюда на Пасху и пели на могиле пасхальный канон. Позднее эту могилу чтили местные жители, и в 1837 году над нею была поставлена часовня тщанием помещика Николая Михайловича Суходольского вместе с другими прихожанами и почитателями. Помещик Суходольский чтил память отца Никиты всю жизнь за исцеление своей дочери от глазной болезни на могиле старца. Часовня разрушена в 1930-х годах. И сейчас, каждый год 28 сентября местные жители приходят в «Овраг Монашеский» на могилку старца Никиты и совершают поминовение.

В августе 1998 года, благодаря усилиям Настоятеля Казанского храма из музея-заповедника Хмелиты отца Даниила (Сычева) и инокини Анны (ныне игуменьи Ангелины Нестеровой), мы побывали у Монахова рва. Доехать до оврага не было возможности, после деревни Буды шли пешком. Провёл нас туда и отслужил литию на могиле старца Никиты игумен Александр (Карпиков), настоятель храма Стефана Пермского в городе Десногорске.

168

Лития на могиле старца Никиты в августе 1998 года

 

Чаща леса не дала нам возможности спуститься до низа оврага. Хотя, честнее будет сказать, что спасовали мы перед тучей комаров. Как жили старцы в этаком комарином царстве, трудно представить! Можно сказать, что «Овраг Монашеский» даёт достаточно ясную картину обстановки былого.

Недавно (в 2014 году) энтузиасты из нового Десногорского храма «Всех скорбящих радость» нашли могилу старца Феофана, похороненного на берегу речки Фроловки в 1819 году, и обустроили её. Сестричество московского монастыря «Зосимова пустынь» под предводительством игуменьи Фаины (Кулешевой) побывало на этой могилке во время своего паломничества к Смоленским святыням в апреле 2015 года. Литию служил настоятель Десногорского Скорбященского храма отец Виталий.

169

Могила старца Феофана

170

Лития на могиле старца Феофана 23 апреля 2015 года

Здесь лес почти не сохранился. В основном, - заросли ивняка и осин. Однако и в этот раз добраться до могилки на наших машинах было невозможно. Около моста через речку Болдачёвку, недалеко от деревни Семёновки, сестер пересадили в громадный военный вездеход, и только так добрались. Речушка (возможно, Фроловка) по-весеннему бойко журчала в неглубоком овраге, наверху которого возобновлено оформление могилы старца Феофана. Сохранился старый сруб колодца на склоне к речке, и сделан новый колодец.

171

Ближайший переезд через речку Болдачёвку у деревни Семёновки

Конечно, в Рославльских лесах в разное время и в разных местах жило ещё много подвижников, чьи имена остались ведомы Единому Сердцеведцу Богу. Но и сохранившихся сведений о Рославльских пустынниках, об их полной лишений жизни и высоких молитвенных подвигах достаточно, чтобы признать вполне справедливыми названия, которые давали Рославльским лесам современники и составители жизнеописаний старцев, - названия русской Палестины и Фиваиды.

Господь сберёг до наших дней, отступнических и предпоследних, намоленный и нетронутый «Овраг Монашеский», могилку старца Феофана. В утешение верующим, Монахов ров может и сегодня подать тот зрительный образ отшельнических кущей, которые выбирали Божии угодники для своих уединенных молитв. Да и не только зрительный образ. Чуткая душа почувствует там неувядаемый дух святых отшельников, неизбывно пребывающий над освященной их молитвами землёй. Могилки старцев Никиты и Феофана молча просят современный мир о милосердии.

Имена всех пустынников Рославльских лесов внесены в помянник вновь возродившегося Спасо-Преображенского монастыря в городе Рославле, и каждый день возносится молитва братии об упокоении славных подвижников. Память народа и молитвы монахов подают надежду, что сумеем мы сохранить чудесные заповедные уголки Богоугодного делания святых отцов – нашу историческую «русскую Фиваиду».

ПАЛОМНИЧЕСТВА  НА  КОНЕВЕЦ

 

            «Рождество-Богородичный Конéвский монастырь имеет свою древнюю, полную событий историю, во многом совпадающую с историей Отечества. Когда были мирные годы, то и обитель процветала. А когда начинались междоусобицы и «нашествия иноплеменников», то обитель разорялась, неоднократно до самого основания. Но каждый раз она снова поднималась из руин и снова возобновляла своё благотворное действие в северных пределах Руси. В наше время, во время нашествия своих собственных варваров, едва не были прерваны традиции некогда славной Конéвской обители».

В 1939 году, когда советские войска заняли Карельский перешеек, перед их приходом на Валаам и Конéвец, монахи вывезли всё самое ценное на территорию Финляндии. Там организовали Ново-Валаамский православный монастырь, в котором до сих пор хранятся многие реликвии – в том числе и Конéвская икона Божьей Матери (на которой у младенца Христа в руках два голубка).

            В советское время на острове Коневец в Ладожском озере располагалась военная база, так что на некоторых картах того времени остров даже не обозначался. Возобновление Конéвского монастыря началось после посещения острова Святейшим патриархом Московским и всея Руси Алексием II в 1990 году. На возрождение обители был благословлён архимандрит Назарий Лавриненко (ныне епископ Кронштадтский), возглавлявший до того времени Валаамское подворье в Петербурге. Первые насельники поселились на острове 28 мая 1991 года.

            Во время первой поездки на Коневец в 1992 году необходимо было оформлять пропуска, чтобы попасть на военный катер. Сейчас работает паломническая служба на подворье Коневского монастыря в Петербурге по Загородному проспекту №7. Выйдя из Владимирской бухты, катер берёт направление на остров, который сразу же открывается взору за поворотом. Издали видно, что остров весь покрыт хвойным лесом, и только на невысокой горе в центре, по осени, желтел золотом лиственный лес. Приближаясь к острову, всё легче и легче становится рассмотреть купола собора, колокольню и скит во Владычной лахте (заливе).

172

Вид на Коневский монастырь с катера при подъезде к острову

В монастыре сохранились все постройки, но были заброшены и изуродованы. Самое печальное – были вскрыты мощи преподобного Арсения, основателя монастыря. Сколько нашествий пережил Коневец! Но наибольшим святотатством отличилось последнее.

173

Архимандрит Назарий (Лавриненко) с паломниками (октябрь 1992 г.)

Летом 1993 года Коневский монастырь отпраздновал свой 600-летний юбилей. К тому празднику покинули остров последние военные подразделения. Праздничную литургию возглавил митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Иоанн (Снычев). Древнюю святыню монастыря, Коневскую икону Божией Матери, пока Ново-Валаамский монастырь не возвратил в Россию - очень уж у нас ещё неспокойно. Но подарили вновь написанную, тоже с двумя голубками в руках предвечного младенца, но не точную копию. Отец Назарий сказал на это: «Теперь наша задача так молиться перед новой иконой, чтобы и она стала чудотворной».

174-1

Историческая Коневская икона Божией Матери

174-2

Новая Коневская икона Божией Матери

            Что же на современном Коневце «помнит» старцев Василиска и Зосиму? Существующие сейчас каменные строения самого монастыря и скита во Владычиной лахте были возведены уже в XIX столетии, после их отъезда. Каким покинули Коневский монастырь наши любители безмолвия, точнее всего можно понять по книге отца Мисаила, изданной в 1817 году.

            «От самого монастыря к востоку проспектом виден на Святой Горе каменный скит, Строителем Адрианом построенный, в котором церковь во имя Казанской Иконы Богородицы, небольшая колокольня и шесть келлий, сомкнутых оградой. Церковь же освящена в 1796 году июня 13 дня. Но как на церкви сей и колокольне деревянные крыши обветшали, то перекрыли их железом (уже в 1817 году). ... В северную его сторону расположен овощной огород; а на южной деревянная часовня. Она построена около 1740 года, т.е. вскоре по возобновлении Коневской обители после шведского разорения, в память явления Божией Матери одному из учеников преподобного Арсения, некоему благочестивому старцу Иоакиму. ... От скита, уклоняясь влево, сретает тропинка, которая доводит» к Коню-камню. Еще пр. Арсений построил на нем часовенку, но восстановлена она была лишь в 1815 году. Во времена же пребывания отцов Василиска и Зосимы на Коне-камне стоял лишь крест.

175

Часовня на Коне-камне в настоящее время

«На острове сем в лесу для любителей уединения есть ещё пустынные небольшие кельи деревянные, одна на Змеиной Горе, и две по Варгосской дороге. Змеиная Гора лежит в северо-восточной стороне острова, расстоянием от монастыря в трёх верстах. Так названа она по змееподобному своему положению. (Правильнее гору было бы назвать «Гора-змейка» - такая у неё вытянутая форма с постепенно понижающимся «хвостиком».) Варгосы - есть место в конце самого острова, где выстроено несколько рыбачьих изб, которые во всякое лето занимают рыбаки Кекзгольмские из малого рыбою подаяния. Есть ещё избы рыбацкие на Ровдушке и Чаяшнике, но сии занимают рыбаки монастырские».

К нашему приезду в 1996 году была уже почти полностью восстановлена Успенская часовня по дороге на Святую гору, где любил отдыхать когда-то св. Арсений. На Змеиной Горе поставлен крест, она и сейчас напоминает об отшельниках двухсотлетней давности (отцах Василиске, Зосиме, Сильвестре), хотя уже никто давно не помнит, где именно здесь находились их келии.

176

Новый Крест на Змеиной Горе

 

Продвигается понемногу реставрация собора. В 2002 году мы застали очень красивый иконостас, а также чудную резную (по дереву) раку преподобного Арсения и чудесный резной киот с Коневской иконой Божией Матери в нижнем храме. В верхнем храме собора сохранились фрески. Их закрепили, все подготовлено для реставрации. Отреставрирована часовня на Коне-камне. Возвращена на свое место часовня около Казанского скита, поставленная когда-то в память явления Божией Матери отцу Иоакиму (которая «помнит» наших старцев). В день Казанской иконы Божией Матери 21 июля состоялось новое освящение этой часовни после реставрации. Крестным ходом пришли туда паломники после литургии, и вся природа вокруг ликовала вместе с нами.

177

Крестный ход на праздник

Коневской иконы Божией Матери 23 июля 2002 года

Через день – праздник Коневской иконы Божией Матери. Литургию и крестный ход возглавлял владыка Тихвинский епископ Константин. И опять радость праздничной молитвы, крестного хода к скиту Коневской Божией Матери вдоль лазури безбрежной Ладоги, солнце, хоругви, неповторимые песнопения православного торжества! А нам, паломникам из Зосимовой пустыни, – двойная радость. Ведь именно в день празднования Коневской иконы Божией Матери, 23 июля 2000 года, был прославлен в лике святых наш заступник и молитвенник перед Престолом Божиим преподобный Зосима Верховский.

Во время последнего паломничества на Конéвец в 2008 году услышали очень радостную весть. Угловой юго-восточный храм готовится для посвящения преподобным Зосиме и Василиску! Строение уже полностью отреставрировано. Займутся этим храмом, видимо, после завершения всех работ в Арсеньевском храме, расположенном в северо-восточной башне монастырский ограды. Чудесно отреставрирован храм в Коневском скиту.

178

Будущий храм преподобных Зосимы и Василиска

в Коневском монастыре

179

Коневский скит после реставрации

Самое поразительное, что запомнилось душою, а не просто памятью, - так это бесконечная благодать, разлитая над всем островом. Не отнял её Господь у земли обительской даже за десятилетия полнейшего безбожия. Неповторимую благодать ощущаешь и в храме, и у стен монастырских, и на берегу грандиозной Ладоги, и на лесной тропинке. И стоя на борту уплывающего катера, кажется, что волна за кормою шумит в такт твоему сердцу: «Господи помилуй! Господи помилуй! Господи помилуй…».

ПАЛОМНИЧЕСТВА  ПО  СИБИРИ

За прошедшие многие годы, что жили мы в ожидании возобновления Троице-Одигитриевской Зосимовой пустыни, Господь сподобил нас найти многое и даже посетить: и родину старца Зосимы около деревушки Буловицы на Смоленщине, и место отшельнических кущей в Рославльских лесах, и Коневский монастырь на Ладоге. Оставалось в неизвестности место двадцатилетнего пустыннического подвига наших старцев где-то в 50 верстах от Кузнецка. Безмолвие Отцов безмолвствовало. Нам предстояло ещё заслужить возможность прикоснуться к этой святыне.

Надо сказать, что имена пустынников Василиска и Зосимы до сих пор известны священникам и краеведам города Новокузнецка. Проливы Три-Курьи, представляющие собой впадающие друг в друга протоки Верхней, Средней и Нижней Курьи, расположены между современными населенными пунктами Увал и Краснознаменский. Ближайший крупный современный поселок – Чистогорский. Но где именно были келии старцев, оставалось нам неизвестным.

Утешение Господь подал вскоре же после возобновления Зосимовой пустыни: в декабре 1999 года неожиданно приехал в обитель священник Игорь Кропочев из Новокузнецкого благочиния. И принёс отец Игорь в Зосимову пустынь чудесную весть о том, что местные жители деревни Краснознаменской помнят озеро, над которым двадцать лет жили на безмолвии наши старцы Зосима и Василиск, и называют его озером Монашка. И уже поставлен на берегу озера поклонный крест.

Паломничество в Сибирь осуществилось в сентябре 2000 года (См. нашу публикацию в Московском журнале, 2001, №2, с.37-40.). Сначала доехали до Екатеринбурга и остановились в Екатеринбургском Ново-Тихвинском монастыре благодаря любезному приглашению к себе в монастырь Настоятельницы матушки Любови (Нестеренко), приезжавшей в Зосимову пустынь на праздник прославления преподобного Зосимы. Посетили Туринск.

Туринский монастырь

Свято-Николаевский монастырь в Туринске оказался совершенно в разрушенном состоянии. Ни одного храма, ни одного купола, ни одного креста. Несколько полуразрушенных домов, из которых два восстанавливают, а остальные годятся только на снос. Роковым для монастыря оказался 1922-й год, когда были взорваны храм и колокольня, разобраны каменная монастырская ограда и монашеские корпуса, разорена часовня над могилой старца Василиска, разогнаны насельницы обители.

Но после многих лет забвения вновь засветилась свеча монашеского делания. Монастырь возвращен православной общине в 1994 году. Надо удивляться мужеству и крепкой вере собравшихся сестер, чтобы взяться за восстановление этой обители. На месте храма - бетонные боксы гаражей. Правда, мы застали отрадную картину их демонтажа. Единственное, что их поддерживало, - это мощи старца Василиска, его молитва перед Престолом Божиим. Но мощи преподобного Василиска забрали «более сильные» - сейчас они покоятся в Екатеринбургском Ново-Тихвинском монастыре.

А на старых фотографиях Туринский монастырь выглядел очень внушительным. Когда будет восстановлен храм, монастырь приобретет красивейший вид, т.к. расположен на высоком берегу живописной реки Туры, за которой, как и в старину, «вдали видны луга, поля и леса».

180

Вид из Туринского монастыря на реку Туру и заречные дали

В келейном корпусе устроен силами сестёр небольшой храм. Для Богослужений приезжает священник из Екатеринбурга. Не чудо ли, что в пятницу (а не в субботу, как обычно), именно когда мы были в монастыре, приехал священник, отец Сергий! Мы сразу же заказали молебен преподобному Зосиме. Сестрички положили на аналой старинный портрет старца Зосимы, хранящийся сейчас в монастыре. На клиросе стоял (как обычно в этом монастыре) портрет старца Василиска. Сколько тепла и радости было в душе! Господи, слава Тебе!

   

181-1   181-2

Молебен преподобному Зосиме в храме Туринского монастыря

Съездили на заимку Поповой дачи в восьми верстах от Туринска, где стояла келейка наших старцев и постоянно жил отец Василиск. Сейчас на этом месте растёт красивая сосна, раздвоившаяся на две макушки. Не чудо ли - оставленное нам утешение в воспоминание слившихся в любви о Господе двух душ Василиска и Зосимы! Невдалеке поставлен памятный крест.

182

Сосна с раздвоившейся макушкой на месте келии старца Василиска

Посетили мы также Ивановский монастырь под Тобольском, где преподобные Василиск и Зосима провели свою первую сибирскую зиму 1800/1801 годов. Сейчас в монастырских корпусах молитвенно течёт монашеская жизнь женского монастыря. Там нас застал первый снежок, как бы напоминая о зиме того далёкого времени, когда появились здесь наши старцы. Позже нам прислали из Екатеринбургского монастыря фотографии заснеженного Ивановского монастыря, что очень приближает наши воспоминания к пребыванию там преподобных Зосимы и Василиска.

183

Ивановский монастырь зимой (фото 2000-х годов)

Ныне Туринский монастырь живёт тихой, спокойной жизнью. Нет обилия паломников, а значит и суеты. Монастырь обнесли каменной оградой. Построен новый двухэтажный сестринский корпус. На месте соборной церкви установили памятный крест как память о храме и как память о месте погребения убитого в 1918 году священника Феодора Распопова. Построен и давно действует (с 2006 года) новый деревянный храм в честь преподобного Василиска Туринского.

184

Храм преподобного Василиска Сибирского в Туринском монастыре

Новокузнецк  и  озеро  Монашка

Затем в нашем паломничестве был Новокузнецк. Встреча не только тёплая, но и неожиданно более значимая, чем можно было предполагать. Завтрак у Владыки Софрония, архиепископа Кемеровского и Новокузнецкого, исключительно благожелательного, где сразу же зашёл разговор о планах дальнейшего развития того святого места на озере Монашка, которое «открывается» ныне в епархии. Может быть, поставить часовню? И конечно, следует продолжить поиск могилы святого Петра Томского.

185

Оказалось, что этим летом там уже проведены некоторые раскопки и обнаружен погребок или келейка пустынников: на метровой глубине остатки бревенчатого пола и множество осколков глиняной посуды. Один большой горшок даже неплохо сохранился, а на другом интересном осколке ясно видна надпись «рыбная» (в конце слова, вместо современной буквы «я» - старинная буква «юс малый»!). А ведь мы знаем, что старец Василиск делал глиняную посуду!

186

Вскрытый бревенчатый пол погребка

187

Батюшка Василий (Лихван) с реликвиями раскопок у озера Монашка

Раскопками руководил настоятель Новокузнецкого храма Иоанна Воина священник Василий Лихван. В его храме есть икона преподобного Петра Томского, написанная специально для этого храма. Об исключительной деятельности о. Василия по помощи больным и страждущим - особый разговор. Мы же бесконечно благодарны Господу за встречу с таким благодатным Батюшкой.

Потом нас возили в тот самый Преображенский собор, в котором когда-то исповедовались и причащались наши пустынники, и в старинную Кузнецкую крепость, где когда-то, возможно, служил Петр Мичурин до своего ухода к монахам. Собор поражает своим величием. А говорят, что был разрушен настолько основательно, что и не верилось в возможность его восстановления.

188

Современная карта окрестностей Новокузнецка

с указанием местоположения озера Монашка

К месту пустыньки старцев на озере Монашка нас сопровождало четыре священника Новокузнецкого благочиния. Ехали километров пятьдесят: сначала по шоссе, а затем по грунтовой, но неплохой дороге. Потом провёл нас отец Василий пешком по болотистой тропинке с полкилометра. Озеро Монашка оказалось узким и длинным, больше похожим на реку. Но оказалось, что мы видим не противоположный берег, а остров. Не  заросли ещё места раскопок. Мы сразу бросились к  кучке осколков глиняной посуды и остаткам брёвен, поднятых из раскопанного погребка. Набрали святынек и земли из раскопов. Отец Василий говорит, что земельку отсюда надо положить около икон, и если хорошо молиться, то она заблагоухает, как цветы, - так намолено здесь всё вокруг. Галина Архипова заказала потом в Москве красивый кованый сундучок со стеклянными стенками, в который уложила привезённые святыньки, и преподнесла сундучок монастырю Зосимовой пустыни на Пасху 2001 года.

На берегу озера стоит большой деревянный крест, который поставил отец Василий ещё прошлым летом. На нём вырезана надпись: «Праведный отче Петр Томский, моли Бога о нас». Отслужили около этого креста молебен. Молебен на озере Монашка возглавлял иерей Преображенского собора о. Владимир Пивоваров в сослужении священников Василия Лихвана, Игоря Кропочева и Сергея Сартакова (из храма Архангела Михаила, в гостиничных комнатах которого мы нашли радушный приём, – спасибо настоятелю храма протоиерею Василию Буглакову).

189

Подготовка к молебну преподобным Зосиме и Петру (Мичурину)

на берегу озера Монашка

Уезжать не хотелось. Такая благодать чувствовалась! Как долго потом стояла эта пустынька и во внутреннем зрении, и в душе! Казалось, что больше ничего на свете и не существует по-настоящему, и ничего другого не надо. Благодатное прошлое земли Кузнецкой, к которому мы прикоснулись, дарит миру и по сей день благодать добра и любви, увиденную нами здесь во всех встретившихся нам священниках. Да и во всех тех, дружелюбных и жертвенных, кто нас встречал, сопровождал и привечал. Мир ДОМУ сему!

У всех осталось желание сделать что-нибудь доброе для этого святого места, увековечить его для будущих паломников, которые захотят приблизиться к благодати неистощимой и неизбывной (только бы мы сами её не расточали бездумно). Следующей весной отец Игорь ещё раз посетил эти места, чтобы по половодью проплыть на лодке и уточнить местоположение берега (где поставлен крест) относительно Курьих проливов. Удалось найти ту протоку, по которой выплывали наши старцы в реку Томь. А летом 2001 года отец Василий продолжил раскопки на берегу озера Монашка. Нашли колодец, выложенный внутри срубом из бревен, почистили его.

Осенью 2002 года православная общественность города Новокузнецка отметила 200-летний юбилей обоснования преподобных Зосимы и Василиска за проливами Три-Курьи под Кузнецком. При подготовке к юбилею были изданы два сборника «Родные святыни» с материалами о подвижниках Василиске, Зосиме и св. Петре Томском. 17 октября состоялось торжественное собрание в актовом зале факультета русского языка и литературы Кузбасской государственной педагогической Академии, после которого паломники отправились к озеру Монашка. Выпавший снег не позволил пройти последние полкилометра до креста на берегу озера - отслужили у начала тропы к озеру. Благодарственный молебен и провозглашение памяти монахам подвижникам возглавил священник Виктор Буглаков из храма Архистратига Михаила, куда пригласили затем паломников на трапезу.

190

Молебен у тропы к озеру Монашка 17 октября 2002 года

В июне следующего 2003 года, в день празднования тридцатилетия поселка Чистогорский (который находится в 19 км от озера Монашка), прихожане местного храма Иверской Божией Матери во главе с настоятелем отцом Михаилом Ереминым вышли из посёлка крестным ходом с иконами и хоругвиями и съездили поклониться местам подвижничества старцев Зосимы, Василиска, Петра, где был отслужен молебен.

191

Крестный ход к озеру Монашка из посёлка Чистогорский в 2003 году

В 2010 году был учреждён Собор Кузбасских святых, в который вошло большое количество новомучеников ХХ века, погибших на Кузбасской земле, а также трое преподобных из прошлых веков: Василиск Сибирский, Зосима Верховский и Пётр Томский, прославившие этот край своими духовными подвигами. Празднуется Собор Кузбасских святых в последнее воскресение августа в День Кузбасских шахтёров. В 2011году была написана икона Собора: святые кузбасской земли, сверху осеняемые образом Пресвятой Богородицы "Знамение", в честь которой освящён главный православный храм Кузбасса – Кемеровский Знаменский собор; между фигурами святых расположена гористая местность, олицетворяющая горнодобывающие предприятии региона; в верхней части иконы изображена Небесная Церковь, главой которой является Господь Иисус Христос.

192

Икона Собора Кузбасских святых

 

Известность и почитание святых старцев с озера Монашка с годами растёт. В 2005 году новокузнецкой журналисткой Галиной Преображенской был создан на эту тему короткометражный фильм «Любить всем сердцем» в серии «Святые земли Кузнецкой». Благодаря письмам протоиереев Василия и Виктора Буглаковых из Новокузнецка, нам становятся известны чудесные деяния православного народа кузнецкой земли. Начиная с 2010 года, каждую осень проходят Крестные шествия к месту духовного подвижничества свв. преп. Зосимы Верховского, преп. Василиска и праведного Петра Мичурина (Томского). Осуществление Крестного хода 19 сентября 2010 года было связано с 95-летием образования Новокузнецкого района. Сначала совершилась Литургия в Чистогорском храме в честь Иверской иконы Божией Матери. Первый этап Крестного хода, начавшийся в 12 часов, прошёл дистанцию от храма до места встречи с другими участниками паломничества, прибывшими из разных населённых пунктов района на 17-ти автобусах, всех около 350 человек. Основной предстоящий путь до поселка Увал участники Крестного хода проехали на транспорте, а затем пешком отправились по лесной дороге к цели - в урочище озера Монашка, где 200 лет назад (с 1802 по 1822 годы) жили и подвизались пустынники. Обе пройденные дистанции Крестного хода сопровождались преднесением хоругвий, икон и пением молитв и запевов.

   

 

193  194 

Эпизоды Крестного хода к озеру Монашка в 2010 году

На берегу озера Монашка был совершён благодарственный молебен за милости Божии, которыми отмечена историческая жизнь земли Кузнецкой - в давнем прошлом инастоящем времени. В заключение было провозглашено Многолетие и совершено окропление установленного Креста, местности обитания подвижников и паломников святой водой.

С 2010 года крестные ходы к озеру Монашка проходят в сентябре ежегодно.

За прошедшие годы побывали паломники из Новокузнецка и в Тобольске, и в Туринске, и на Коневце, и в Зосимовой пустыни.

195

Паломники из Новокузнецка в Зосимовой пустыни

около остатков купола часовни у Отчина колодца

А ещё началась монашеская жизнь в Зосимовском скиту под Новокузнецком по инициативе настоятеля Свято-Пантелеимонова монастыря (что в поселке Безрукове под Новокузнецком) игумена Пимена (Сапрыкина). В день памяти преподобного Зосимы (Верховского) 6 ноября 2014 года братия совершили водосвятный молебен на месте строительства монастырского скита. Скит был заложен недалеко от поселка Краснознаменка, расположенного в непосредственной близости к берегу озера Монашка, места подвигов преподобных отцов Зосимы (Верховского), Василиска Сибирского, а также праведного Петра Томского. По окончании молебна был окроплен фундамент, положенный под строительство храма в честь этих святых.

196

Освящение фундамента храма для скита в посёлке Краснознаменка

6 ноября 2014 года

Храм построен за один год. Освящение храма и Божественная литургия в скиту Свято-Пантелеимонова мужского монастыря, что в Краснознаменке, прошли 6 сентября 2015 года. В скит назначены на постоянное проживание два монаха из Пантелеимонова монастыря, которые уже прожили там первую зиму. Для проживающих обеспечены необходимые условия: действует электрическое отопление (за зиму успешно проверено), заведён огород для своих нужд. Дорогу к озеру отсыпали к настоящему времени так, что можно даже проехать.

197

Храм преподобных Зосимы Верховского, Василиска Сибирского

и праведного Петра Томского в скиту под Краснознаменкой,

близ озера Монашки

В течение всего времени, начиная с момента освящения храма, там по воскресным дням и двунадесятым праздникам совершается Божественная Литургия, которую совершают по очереди иеромонахи Пантелеимонова монастыря. В храме уже есть две иконы трёх святых, которым храм посвящён. В отдельном ковчежке хранится частица мощей преподобного Василиска Сибирского.

198

Внутри скитского храма

4 сентября 2016 года в скитской храме прошла литургия, возглавляемая епископом Владимиром (главой Новокузнецкой епархии), с диаконской хиротонией одного из выпускников Новокузнецкой семинарии – первая хиротония в этом храме.

199

Литургия в скитском храме 4 сентября 2016 года,

возглавляемая Владыкой Владимиром

Какая Божия милость!!! Совсем рядом с озером Монашка теплится негасимая лампада и звучит монашеская молитва!!!

Copyright © 2013.Троице-Одигитриевский ставропигиальный женский монастырь Зосимова Пустынь.                      Разработка сайта sprint123@yandex.ru

Яндекс.Метрика