ПУТЬ  К  ВОЗОБНОВЛЕНИЮ  ЗОСИМОВОЙ  ПУСТЫНИ

[По книге монахини Зосимы Верховской «Женская Зосимова пустынь» (М.: Паломник, 2008)]

НАВСТРЕЧУ ВОЗРОЖДЕНИЮ МОНАСТЫРЯ

На железнодорожной линии Москва-Калуга до сих пор сохранилось название одной из платформ – «Зосимова Пустынь». Но старая монастырская дорога в настоящее время прервана вновь построенной окружной железной дорогой и сортировочным узлом в районе Бекасова. Подъехать к монастырю можно лишь по шоссе от Рассудова через Яковлевское-Кузнецово-Руднево-Круги. Селение Кузнецово - то самое Рыжково, где в прошлом находилась часовня с чудотворной иконой Божией Матери Одигитрии.

Шестьдесят пять лет на территории бывшего монастыря не слышна была молитва. В 1990-х годах там располагался летний пионерлагерь Московского метрополитен. Обезглавленный Троицкий собор продолжал служить клубом. От Одигитриевского храма не осталось и следа. Колокольня исполняла функции водонапорной башни.

1

Обезглавленный Троицкий храм (фото 1990-х гг.)

 2

Бывшая колокольня в пионерлагере (фото 1990-х гг.)

Можно представить себе, как стенал дух преподобного Зосимы над этим запустением! Но Матерь Божия сохранила свой покров над посвященной ей обителью. И чудеса продолжали свидетельствовать это для «видящих». Не только внешний враг не осквернил обительской земли (немцы были остановлены перед Наро-Фоминском), но и цивилизация при своём наступлении не затронула обитель. А ведь огромный сортировочный железнодорожный узел построен всего в километре от пустыни, день и ночь скрежещет и гудит. Но узкая полоска елового леса не сдалась и осталась на страже заповеданного старцем Зосимою безмолвия. И Отчин колодец в лесу, подававший людям исцеления, оказался не затронутым стройкой, спрятавшись в лесной траве-мураве в каких-нибудь ста метрах от железнодорожного полотна.

Впервые увидеть бывший монастырь Зосимову пустынь удалось 23 мая 1992 года. Привёл туда Анатолий Георгиевич Серёгин, исследователь истории войны 1812 года, прошедший пешком по всем дорогам той войны и встретивший на тех путях и Зосимову пустынь. Много рассказала нам о последних десятилетиях в жизни Зосимовой пустыньки местная жительница Нина Алексеевна Мясникова. Она очень помогла в объединении усилий по организации общественного движения за воссоздание монастыря. Основным инициатором по организации общины для решения вопросов возобновления монастыря выступила праправнучатая племянница старца Зосимы Людмила Александровна Верховская.

К 1995 году удалось узнать, что монастырь является памятником архитектуры и внесён в так называемые «Списки вновь выявленных памятников в 1982 году». Но никаких документов по оформлению этого памятника подписано не было. Судьбой нашей обители заинтересовался Алексей Дмитриевич Тверитинов (занимавший в то время пост директора в госпредприятии «Усадьбы Подмосковья», которое входило в структуру Комитета по культуре и туризму Администрации Московской области, выполнявшего и работы по охране памятников на территории Московской области). Он вместе с главным архитектором Еленой Викторовной Севериной организовал решение нашего вопроса - 22 сентября 1995 года администрация Метрополитена вынуждена была подписать «Охранные обязательства», по которым ей вменялось в первую очередь «произвести работы по восстановлению кровли на колокольне».

Первым существенным шагом вновь создаваемой общины «Зосимова пустынь» было обращение в мае 1996 года к Митрополиту Крутицкому и Коломенскому Ювеналию, в ответ на которое Владыка дал распоряжение Благочинному Наро-Фоминского района «изучить вопрос организации общины и возможностей возвращения зданий Церкви». К осени 1996 года подключились активные группы из москвичей, среди которых неоценимое значение имели инициативы Галины Михайловны Архиповой. Благодаря её активным действиям община начала организовывать молебны. Соборные молитвы сотен человек на молебнах 1996, 1997, 1998 годов услышал Господь и открыл путь к возобновлению обители.

МОЛЕБЕН В ОЗНАМЕНОВАНИЕ 170-летия ОБИТЕЛИ

1996-й год оказался тройным юбилеем Троице-Одигитриевой Зосимовой пустыни. Исполнялось

170 лет со дня основания,

155 лет со дня утверждения общежития и

140 лет со дня получения статуса монастыря.

3

Вид на Зосимову пустынь осенью 1996 года

Удалось отпраздновали 170-летний юбилей обители – водосвятным молебном 7 декабря 1996 года, в ближайшую субботу ко дню основания пустыни в Предпразднество Введения во Храм Девы Марии. Пришли жители соседних селений, приехало очень много паломников из Москвы: всего человек 150. Молебен возглавлял Благочинный Нарофоминского района протоиерей Александр Сложеникин. Ему сослужили три священника Нарофоминского благочиния и откликнувшийся на наше приглашение и приехавший с родной для старца Зосимы Смоленщины иеромонах Даниил (Сычев), настоятель Казанского храма в селе Хмелита. Приехавшая с отцом Даниилом инокиня Анна (ныне игумения Ангелина Нестерова) снимала молебен на кинопленку. Спасибо им обоим за отзывчивость и неутомимость.

4

Молебен 7 декабря 1996 года в бывшем Троицком храме

Молебен состоялся в бывшем соборном Троицком храме. После молебна была отслужена лития по основателю монастыря схимонаху Зосиме, по благодетелям и насельницам обители. На беседе было рассказано о старце Зосиме (Верховском) и об истории Троице-Одигитриевского монастыря «Зосимова пустынь». Было подписано письмо в адрес Его Высокопреосвященства Ювеналия с прошением посодействовать, чтобы детский лагерь Метрополитена был преобразован в Православный лагерь. Собрано 105 подписей. Одна копия с письма пошла в Управление Московского метрополитена, а вторая - в Комитет по культуре и туризму Администрации Московской области, что связано было со вторым пунктом подписанного письма: обязать Управление Метрополитена немедленно перекрыть кровлю на колокольне в соответствии с предписанием архитектурного надзора по спасению памятника, согласно Охранному обязательству.

Необычность молебна в здании «клуба», осознание его исторического значения для возобновления монастыря, торжественность Богослужения пятью священнослужителями, прекрасный хор из Нарофоминского Никольского храма, единение мыслей и настроения полутора сотен людей создали неповторимую обстановку, запомнились надолго. Отрадно сознавать, что каждый приехавший в тот морозный декабрьский день в забытую пустыньку собрал по одному камешку из тех камней, что разбросали мы в лихие советские безбожные годы. Празднование 170-летия монастыря было освещено и по местному радио и прессой: 9-го декабря в еженедельной радиопередаче Нарофоминского вещания «Дорога к храму», 10-го декабря - коротким репортажем в газете «Куранты», большими статьями с изложением истории обители - в январских номерах газеты «Православная Москва» и Нарофоминской районной газеты «Основа».

ВОССТАНОВЛЕНИЕ ОТЧИНА КОЛОДЦА

О келейке и колодце старца Зосимы в лесу

«Когда старец Зосима увидел, что помощию Божию и Матери Божией все в обители уже привел в надлежащее устройство, тогда обратился и сам, хотя не в глубокое, но тихое безмолвие, удаляясь от своих учениц на пять дней в неделю». Это было в 1832-1833 годах, незадолго до кончины старца.

Впоследствии, в 1910 году настоятельница Зосимовой пустыни игуменья София предприняла строительство часовни на месте отшельничества Преподобного, и одна из монахинь стала нести послушание «заведования часовней и лесом на месте подвигов старца Зосимы».

Местные жители почитали и посещали Святой колодец и после ликвидации монастыря. Говорят, туда ходили крестные ходы на праздник Одигитрии. Потерян он был во время строительства Бекасовского сортировочного железнодорожного узла. Многие из местных жителей считали, что колодец погиб при этом строительстве. Но охотники и грибники знали его местонахождение и помогли найти колодец летом 1995 года в лесу совершенно заброшенным. В июле вывел нас к колодцу местный житель Петр Матвеевич Пахомов. Спасибо ему. Ни за что, ни за что не найти это место без провожатого! Так всё заросло. Все предшествовавшие поиски без провожатого были безрезультатными. От дороги осталась просека, заросшая березками и ёлочками. И трава до пояса. Ничего не понять, а в сырое время – и не пройти.

5

Остатки Отчина колодца, найденные в лесу в 1996 году

Колодец был цел, но еле заметен среди травы. Верхние венцы сгнили. На глубине метра под водой нащупывались наносы. Вода мутная. Надо чистить колодец, менять верхние венцы и достраивать сруб. По другую сторону бывшей дороги – яма с обломками кирпича по периметру – остатки часовни. Вершина купола лежит рядом: замшела, стала похожей на валун, но видно, что сложена из кирпича. Ах, как тяжело будет восстановить это святое место – не подъехать, и даже не всегда подойти.

Начало восстановления Отчина колодца

Новые венцы для сруба начали готовить осенью того же 1995 года члены общества «Реставрос» (работающие на восстанавливаемых храмах и монастырях): Николай Фризин и Николай Смирнов, а также их сокурсники по Московскому архитектурному институту.

6

Члены общества «Реставрос» на подготовке новых венцов для сруба Отчина колодца

Чистку колодца проводили летом 1997 года местные жители.На очистке колодца летом 1997 года очень много потрудились жители соседнего поселка Киевский: Николай Васильевич Набокин, Аркадий Михайлович, Тамара Николаевна, Вячеслав Аркадиевич Рысевы и Александр Фёдорович Золотухин. Откликнулся на нашу просьбу и начальник вагонного депо ВЧД-13 Геннадий Иванович Родионов, и в столярной мастерской этого депо было сделано навершие на колодец с дверцами.

Несколько субботников около Отчина колодца провели московские паломники, участвуя и в последней чистке колодца 26-27 июля 1997 года. Паломниками были расчищены поляна вокруг колодца, фундамент разрушенной часовни, тропа и часть старой дороги к колодцу. Среди паломников и участников в субботниках было много ревнителей русской истории, которые уже более десяти лет ходят по дорогам войны 1812 года. Организационно они группировались в Московском клубе туристов вокруг руководителя Анатолия Георгиевича Серёгина. Вечером у костра один из паломников рассказал остальным о том, как именно здесь сражалась на рубежах обороны 33-я армия в 1941 году. Возможно, что прямоугольный пруд невдалеке от колодца образовался на месте бывшего блиндажа. Летом 1998 года этот пруд очень удачно расчистили Денис Палеев и Павел Борисович Дейнека, под чьим руководством не один раз работала около колодца бригада москвичей. Благодарим также Владимира Михайловича Маглова за очистку русла ручья Окорокова, да ещё за неоценимую его помощь в первый год жизни возобновленного монастыря.

7

Извлечение из Отчина колодца глыбы надгробного камня во время субботника

Колодец был засыпан не только глиной, но и кирпичами и камнями. На дне оказалась каменная глыба весом не менее центнера, доставать которую пришлось с помощью блоков и ваг усилиями более десяти человек. По форме эта глыба - буквально надгробный памятник. И крест, отломанный от него, поднят также из колодца. Откуда в лесу оказался этот могильный памятник, трудно себе представить. Правда, существует воспоминание одного из местных старожилов – Н.А. Калинкина - о могильном памятнике, который стоял около часовни. Но чья это могила?

Когда колодец был окончательно очищен, то выяснилось, что глубиной он более пяти метров и очень интересной конструкции. На глубине пяти метров вода выливается потоком из водоносного горизонта на северной стенке колодца и падает в щель между земляной стенкой и деревянными венцами, которые именно в этом месте поставлены отступающими от земляной стенки колодца сантиментов на 30 во внутреннюю сторону колодца. На дне колодца разложены обожжённые деревянные чурочки. Есть мнение, что они из обожжённой березы и выполняют функцию фильтра. Слой чурочек перекрыт досчатым настилом (видимо ещё и для того, чтобы они не всплывали, т. к. очень лёгкие). И только через прорезанное в настиле небольшое окошко вода поднимается вверх и заполняет колодец. Венцы колодца, сделанные из осины и бывшие всё это время под водой, сохранились прекрасно. Но грязь с них не смылась окончательно. К тому же, местность вокруг Отчина колодца в настоящее время, можно сказать, заболочена.

В связи с тем, что и колодец требовал ещё чистки, и местность надо было осушать, Благочинный принял решение провести молебен по освящению не колодца, а по освящению места под восстановление часовни и Святого колодца. Праздник решено было приурочить ко Дню Иконы Божией Матери Одигитрии, т. к. именно в этот день устраивались раньше крестные ходы от монастыря к Отчину колодцу. Как и перед предыдущим молебном, активисты развешивали объявления в вагонах местных электричек, на платформах и в магазинах окружающих селений. Таким образом, местные жители узнавали о предстоящих духовных праздниках.

Молебен около Отчина колодца

в предпразднество Одигитрии  9 августа 1997 года

8

Молебен около Отчина колодца 9 августа 1997 года

Водосвятный молебен прошёл при большом стечении народа. Кроме жителей из окрестных селений, пришло несколько групп паломников из Московского клуба туристов. Была чудесная летняя погода и чувствовалось, что Божия Матерь с нами. Богослужение отправлял благочинный Наро-Фоминского района протоиерей Александр (Сложеникин) в сослужении двух священников того же благочиния и иеромонаха Даниила (Сычева). До и после молебна распространялись книги «Жизнь старца Зосимы Верховского» в репринтном переиздании 1994 года, которыми были награждены самые активные участники очистки Отчина колодца. Молебен 1997 года около Отчина колодца был освещён статьей М. Васильевой «Над речкой Нарою» в газете «Православная Москва» № 32 (128).

9

Фотография на память участников субботников и молебна

Паломники подписали письмо в адрес железнодорожной станции Бекасово-Сортировочное в надежде на помощь в насущном осушении леса вокруг Святого колодца (всего 94 подписи). Впоследствии к решению проблемы подключена была также служба Московско-Киевской дистанции гражданских сооружений. На следующий год, в октябре 1998 года, после дружных убедительных просьб обещанные небольшие земляные работы были выполнены.

МОЛЕБЕН 6 НОЯБРЯ 1998 ГОДА

В ДЕНЬ ПАМЯТИ СТАРЦА ЗОСИМЫ (ВЕРХОВСКОГО)

Осенью 1998 года решено было возобновить традицию поминовения старца Зосимы в день его преставления - 6 ноября (по новому стилю). Можно добавить, что в 1998 году исполнилось 230 лет со дня рождения подвижника православия пустынника Зосимы (Верховского).

Поклониться святым местам приехали также учащиеся воскресной школы при московском храме Марона Пустынника Сирийского. В прошлом веке старостой этого храма были родственники устроителя и попечителя Троице-Одигитриевского монастыря Семёна Лонгиновича Лепёшкина. В нём крещена была и около него выросла последняя игуменья монастыря преподобномученица Афанасия (Лепёшкина). И это в храме помнят и чтут. К настоящему времени написано несколько икон преподобномученицы Афанасии (одна из которых подарена в Зосимову пустынь), устроен выносной престол её имени.

Панихида совершена была также в память тех, кто в течение столетия молился в этом святом месте: помянуты были все насельницы, причт и благодетели Зосимовой пустыни, имена которых удалось найти к тому времени в архивных документах. О предстоящем духовном торжестве сообщала газета Наро-Фоминского благочиния «Православие» в №3 (октябрь 1998) статьей Людмилы Дубининой и Элины Горячевой «Зосимова пустынь» и объявлением о молебне в №4 (ноябрь). Затем в следующем номере газеты №5 (декабрь) была помещена заметка Людмилы Дубининой о прошедшем молебне «Нет у Бога легких путей» (Газета изменила название на «Основы православия»). О возрождении обители просили Господа прихожане в тот день. И светилась в сердцах надежда, что Троице-Одигитриевский монастырь вновь будет передан Церкви.

Теперь мы знаем, что услышал Господь наши молитвы. А молитвы продолжались до самого открытия обители. Местные жители приглашали священников к стенам Троицкого храма перед Пасхой на освящение куличей. И на другие праздники приезжали туда паломники со своими пастырями.

ОБ ОФИЦИАЛЬНОЙ ПЕРЕПИСКЕ С ПРАВИТЕЛЬСТВОМ МОСКВЫ

Весной 1998 года Высокопреосвященнейший Владыка Ювеналий благословил Благочинного епархиальных монастырей игумена Тихона выяснить состояние бывшего Троице-Одигитриевского монастыря. После поездки в Зосимову пустынь Отца Благочинного было направлено официальное обращение в адрес Метрополитена. На что администрация Метрополитена ответила, что «комплекс зданий бывшего монастыря Зосимова пустынь в поселке Бекасово не принадлежит Метрополитену на правах собственности, а лишь передан в управление для организации в нем летнего отдыха детей сотрудников. В этой связи вопрос о передаче комплекса Русской Православной Церкви должен решаться на уровне Правительства Москвы». Целый год шла переписка и уточнение отдельных положений этой передачи.

Когда официальная переписка, проведённая настойчиво и планомерно Благочинным епархиальных монастырей епископом Тихоном, подошла к подписанию проекта Постановления, Владыка Ювеналий, митрополит Крутицкий и Коломенский, посетил бывший монастырь Зосимову пустынь. Это было 20 августа 1999 года. Найдя передачу зданий обители вполне возможной, Высокопреосвященнейший Ювеналий благословил настоятельницу Московского Новодевичьего монастыря игуменью Серафиму (ЧЁрную-Чичагову) приготовиться взять Зосимову пустынь в качестве подворья.

ВОЗОБНОВЛЕНИЕ МОНАШЕСКОЙ ЖИЗНИ

НА ТЕРРИТОРИИ ЗОСИМОВОЙ ПУСТЫНИ

Был осенний вечер 29 октября 1999 года, когда приехали в пустыньку первые две монахини из Московского Новодевичьего монастыря - настоятельница Елена (Конькова) и инокиня Лариса (Сорокина). Вскоре к ним подъехали ещё две насельницы Новодевичьего монастыря: послушница Алла Шереметьева и Татьяна Шайкина. Приехали, не побоявшись холода в нетопленых домах, темноты окружающего леса, - приехали, вдохновленные предстоящими трудами.

Сестрам предстояло за неделю приготовить праздник открытия подворья Новодевичьего монастыря в Зосимовой пустыни, приуроченный ко дню памяти схимонаха Зосимы (Верховского) 6 ноября. Матушка Серафима и действенно и молитвенно направляла и помогала. Местные жители с вдохновением взялись за метлы, щётки - работа закипела дружная и радостная.

10

Епископ Тихон и игуменья Серафима после литургии 6 ноября 1999 года

Праздник начался литургией в Троицком храме, возглавлявшейся епископом Видновским Тихоном. Снова услышали стены храма Божественную евхаристию, снова люди смогли причаститься Святых Христовых тайн в этом святом месте. Потом была трапеза на сто пятьдесят человек.

Вскоре в пустынь был назначен свой священник отец Александр Суворкин. С энергией, любовью и сознанием ответственности организовал молодой Батюшка регулярные службы в Троицком храме, по монастырскому уставу, без опущений. И потянулись люди из окрестных селений к святой обители по лесным заснеженным дорогам и тропинкам. И по этим же тропинкам неутомимый Батюшка пошёл на требы к больным, не оставляя без внимания ни одной просьбы.

11

Первые сёстры Зосимовой пустыни со священником Александром Суворкиным

К сожалению, открытие подворья в Зосимовой пустыни оказалось лебединой песней для нашей незабвенной матушки Серафимы. В декабре, 16-го числа, её не стало. Зосимова пустынь осиротела. Но дело матушки не пропало. Все новые насельницы пустыньки и многочисленные благодетели, и администрация района во главе с Владимиром Ивановичем Крамковым - все приняли посильное участие в восстановлении обители. И вот 7 марта 2000 года Святейший Синод принял решение об утверждении Зосимовой пустыни в качестве самостоятельного монастыря. Настоятельницей монастыря была утверждена монахиня Елена (Конькова). Праздник открытия обители прошёл 9 апреля 2000 года.

 «... И ВЕРНУЛИСЬ В ДОМ СВОЙ»

Вернулись в Зосимову пустыньку некоторые её реликвии - иконы, фотографии, вещи – и главные традиции. Очень приятна эта связь времён, подающая надежду и на преемственность духовную, которую, однако, не так просто заслужить.

«Пришла» необыкновенная икона Божией Материи Одигитрия, написанная в 1834 году неизвестно где и кем, но как бы мистически в утешение осиротевшим сестрам Зосимовой пустыни после преставления их Аввы (отошедшего ко Господу в 1833 году). «Пришла» (икона подарена монастырю в 2000 году игуменом Сергием Объедковым) в возобновленный Троице-Одигитриевский монастырь и стала Путеводительницей для новых сестер обители Пресвятой Богородицы.

12

Икона Божией Матери Одигитрия – реликвия Зосимовой пустыни

Вскоре вернулась «домой» Казанская икона Божией Матери из дореволюционного монастыря, которая сохранилась у одной из местных жительниц и передана в Зосимову пустынь Валентиной Григорьевной Астаховой.

13

Казанская икона Божией Матери из дореволюционного монастыря Зосимовой пустыни

В 2001 году Зосимова пустынь удостоилась получить обратно величайшую реликвию – автографы преп. Зосимы и его учениц в виде писем 1820-х годов, рисунки старца Зосимы, сделанные его современницами сестрами. Письма старца Зосимы и его прижизненного окружения сохранила схимонахиня Игнатия и, по её благословению, часть писем была опубликована А.Л. Бегловым в журнале «Альфа и Омега» № 2001, №3(29). О том, как эти реликвии попали к матушке Игнатии, она написала в своей книге «Старчество на Руси»(М., 1999, с. 104-105):

«Пишущей эти строки довелось встретиться с сестрами, которые происходили из пустыни, созданной отцом Зосимой (Верховским). Они пришли искать духовного руководства и помощи к старцу Зосимовой (мужской) пустыни отцу Агафону. Пустыни женской уже не существовало, сестры жили в деревне под Москвой. Им хотелось передать то, что осталось от их прошлого. До них, вероятно, дошло известие, что отец Агафон был большим почитателем их старца Зосимы. Сестры отличались душевностью, простотой и непосредственностью отношений, в них была большая внутренняя свобода, связанная воедино с искренностью и доброжелательностью. Отцу Агафону они с любовью передали портрет отца Зосимы, писанный масляными красками, очень хороший, достойный по качеству исполнения. Позднее они с доверчивостью передали некоторые личные вещи старца: деревянные ложки, четки, «стволинку», через которую отец Зосима пил воду во время болезни, а также некоторые письма духовных дочерей отца Зосимы, его племянниц Веры и Маргариты. На этих письмах, писанных старинным почерком, были видны пятна – следы слез, которые проливали сестры в их тяжких душевных искушениях в Сибири при разлуке с духовным отцом. Так духовная семья старца Агафона породнилась с семьей старца Зосимы Верховского. И был здесь один дух, одно мироощущение и мировосприятие. Значит, в разные периоды жизни духовных семей, выросших под старческим руководством, единым оказывается основное направление, основное восприятие жизни и путей спасения. Потому что здесь – одна подлинная основа, идущая от древних времен, полагающая свое основание в водительстве Христовом».

Перечисленные выше вещи и портрет увезла в свое время в скит на сохранение мать Евпраксия (духовное чадо арестованного отца Игнатия Лебедева). Но где эти вещи сейчас, неизвестно. А письма сумела сохранить другое духовное чадо преподобномученика Игнатия – впоследствии схимонахиня Игнатия.

В том же 2001 году неожиданно вернулась в монастырь интересная реликвия – рукоделие прошлых зосимовских сестер: папка для бумаг, обтянутая тонким бархатом с накладками из бересты, вышитыми (по бересте!) цветными нитками.

Передала это рукоделие Марина Яковлевна Некрасова, дочь земского врача Якова Ильича Некрасова, жившего и работавшего в Наро-Фоминске в 1900-1910-е годы. Сама Марина Яковлевна вспоминала, как в конце 1910-х годов привозили к ним домой из Зосимовой пустыни «вкуснейшие свежие сливки и маринованные грибы по приказу матушки настоятельницы».

14

Марина Яковлевна Некрасова передаёт рукоделие зосимовских сестёр монахине Зосиме и Галине Архиповой

Летом 2002 года из ближайшей деревни Мыза (Архангельское тож) принесли интереснейшие фотографии монастырских сестер и священников предреволюционных лет, сохранившиеся в осиротевшем доме отца Димитрия Розонова, а также старинный киот.

И посылает Господь святыни в обитель: пополняются новые мощевики. Осенью 2002 года иеромонах Серафим Быков (ныне игумен) из Екатерининского монастыря подарил Зосимовой пустыни необыкновенную икону Троицы, написанную на срезе ветви Мамврийского дуба. Икона эта была в своё время в келии преподобного Аристоклия, настоятеля подворья Афонского Пантелеимонова монастыря в Москве (прославлен в 2004 году).

15

Икона Живоначальной Троицы на срезе Мамврийской ветви

В канун праздника Одигитрии, 9 августа 2005 года возобновлён крестный ход из Кузнецова (Рыжково тож) в Зосимову пустынь с иконой Божией Матери Смоленской Одигитрии. Крестный ход начинается от поклонного креста, который тогда же местная община установила (по благословению священноначалия) но том месте, где когда-то стояла часовня с чудотворной иконой Одигитрии. В 2015 году прошёл юбилейный 10-й Одигитриевский крестный ход, который теперь совершается в сам праздник 10 августа после литургии в Троицком храме монастыря.

16

Крестный ход, посвящённый Иконе Божией Матери Одигитрии

И ещё один крестный ход возобновили в 2006 году от Зосимовой пустыни к Отчину колодцу. Решили приурочить его ко дню прославления преподобного Зосимы 23 июля – в ближайший следующий после 23-го числа воскресный день. И поставили около колодца поклонный крест. Так возвращаются на святое место православные традиции.

17

Крестный ход из монастыря к Отчину колодцу

ПОДГОТОВКА КО ВСЕЦЕРКОВНОМУ ПОЧИТАНИЮ

ПРЕПОДОБНЫХ ЗОСИМЫ (ВЕРХОВСКОГО) И ВАСИЛИСКА СИБИРСКОГО

В ЛИКЕ СВЯТЫХ

В 1999 году Наро-Фоминское благочиние Московской епархии предприняло шаги к канонизации преподобного отца нашего пустынножителя старца Зосимы, подав необходимые материалы в Комиссию по канонизации святых. В сентябре, по докладу Благочинного Наро-Фоминского района, Комиссия приняла решение о канонизации схимонаха Зосимы (Верховского) как местночтимого святого, а 11 октября того же 1999 года состоялось утверждение этого решения Патриархом Московским и Всея Руси Алексием I. По благословению Высокопреосвященнейшего Ювеналия, проведение праздника прославления был отложен до лета, когда вновь открывшаяся Зосимова пустынька успеет подготовиться к торжеству, и паломникам будет удобнее приехать в т`плую, радостную летнюю пору.

В декабре 1999 года начался демонтаж сцены и навесного потолка в Троицком храме, где многие десятилетия до этого размещался клуб. Под полом южного придела (где была демонтирована сцена) открылся нарушенный кирпичный склеп. В ряд с ним, ближе к западной стене - некоторый провал, пока не исследованный. По известным нам данным, здесь расположены могилы племянниц старца Зосимы - схимонахини Маргариты и «в головах» у неё игуменьи Веры (Верховских). И горела в сердцах надежда, что целы мощи преподобного Зосимы. Никто из местных жителей чётко ничего не знал. Были слухи, что старца Зосиму перезахоронили на монастырском кладбище напротив обители. Другие утверждали, что мощи «не дались». И вот 25 декабря приехал в пустыньку Владыка Тихон с археологом и рабочими, с тем чтобы провести поиск могилы старца Зосимы. У южной стены центрального алтаря, по вскрытии бетонного пола, выявилась чугунная плита и под ней, как и ожидалось, - место захоронения: белокаменная гробница с белокаменным же в ней саркофагом, но без крышек, и … пустая. Где, кто и когда перезахоронил старца Зосиму, пока неизвестно.

18

Вскрытие гробницы преп. Зосимы

19

Гробница пуста

К празднику прославления преподобного Зосимы готовились «всем миром». Было издано «Житие преподобного Зосимы» и написаны две иконы преподобного Зосимы. Обе иконы написаны Наталией Криван. На аналое лежала икона преп. Зосимы, поясная, с раскрытым свитком в руках, на котором написано: «Друг друга тяготы носите и тако исполните закон Христов». Икона преп. Зосимы, с которой шло прославление, изображает преподобного Зосиму во весь рост на фоне основанного им Троице-Одигитриевского монастыря молящимся перед Одигитрией.

      20

  Прославление старца Зосимы в лике святого 23 июля 2000 года

Интересно, что за полгода до появления профессионально написанной иконы преп. Зосимы, мальчик Володя Белов подарил Зосимовой пустыни к празднику Рождества Христова рисунок, в котором «предугадал» прорись иконы святого Зосимы.

21

Рисунок Володи Белова, выполненный к празднику Рождества Христова в январе 2000 года

Несколько позднее иконописец Л.Н. Шархун написал чудесную икону преподобного Зосимы (Верховского), которая была передана в Зосимову пустынь в 2008 году, уже после смерти автора. Можно сказать, что иконописец умер за написанием святой иконы, не успев дописать детали изображений на схиме.

22        

   Икона преп. Зосимы работы Л.Н. Шархуна

Наконец настал долгожданный день прославления нашего заступника и молитвенника, основателя пустыни схимонаха Зосимы (Верховского) в лике преподобных - 23 июля 2000 года. Торжества возглавил Высокопреосвященнейший Ювеналий. Сослужил ему собор архиереев: архиепископ Можайский Григорий, епископ Илиан, епископ Углический Иосиф, епископ Видновский Тихон; настоятели монастырей и храмов, священники Наро-Фоминского благочиния. На праздник прибыли настоятельницы монастырей Московской епархии и гости из других епархий. Благолепие службы дополняло чудесное пение сестер Ново-Голутвинского Свято-Троицкого монастыря под управлением игуменьи Ксении.

23

Прибытие митрополита Ювеналия на праздник прославления преп. Зосимы 23 июля 2000 года

Прибыло много гостей. На братской трапезе отец Даниил (Сычев), приехавший со Смоленщины, рассказал о том, что в Греции (где он недавно побывал в паломничестве) перевели Жизнеописание старца Зосимы на греческий язык и почитают уже давно Зосиму Сибирского (так называют там преп. Зосиму Верховского).

Приехали из далекого Екатеринбурга настоятельница Ново-Тихвинского монастыря монахиня Любовь и инокиня София. Основанный отцами Зосимой и Василиском женский монастырь в городе Туринске в настоящее время относится к Екатеринбургской епархии. Почитание старцев сделало наши монастыри как бы родными. Матушка Любовь передала настоятельнице Зосимовой пустыни в дар икону, живописующую духовное единение наших старцев Василиска и Зосимы в братском целовании.

Ещё более далеких по расстоянию от Московской епархии почитателей преподобных Зосимы и Василиска представляла монахиня Корнелия (Рис), насельница Калифорнийского скита Ксении Петербургской. Мать Корнелия уже не в первый раз в Зосимовой пустыни: в мае того года посетила она монастырь вместе с настоятельницей Калифорнийского скита матушкой Досифеей и группой паломниц - американок нерусского происхождения, но исповедующих православие.

24

Настоятельница (в центре) Калифорнийского скита Ксении Петербургской с паломницами в Зосимовой пустыни в мае 2000 года

Связь Калифорнийского скита с нашей пустыней обусловлена той любовью к преподобным Зосиме и Василиску, которую передали насельницам скита их духовники иеромонах Серафим (Роуз) и отец Герман (Подмошенский), впервые осуществившие перевод Жизнеописание старца Зосимы на английский язык ещё в 1979 году. Очередной номер журнала «Русский паломник» (№21-22 за 2000 год), подготавливавшийся в то время отцом Германом с помощью своих сотрудников (среди которых и монахиня Корнелия), посвящён нашим старцам - новопрославленному Зосиме (Верховскому) и Василиску Сибирскому (прославление которого ожидалось).

25        

Обложка журнала «Русский паломник», посвящённого старцам Зосиме и Василиску

Уже тот день прославления показал, что преподобные Зосима (Верховский) и Василиск Сибирский вскоре будут признаны не только местночтимыми святыми Московской и Екатеринбургской епархий, а святыми всей православной Церкви.

В августе 2000 года в Туринском монастыре было исследовано место захоронений под бывшей часовней мч. Василиска и поднято несколько останков. После тщательной экспертизы были выделены мощи преподобного Василиска, и 11 января 2004 года, в день памяти старца Василиска (29 декабря по ст. ст.), состоялся чин прославления преподобного Василиска в лике святых Екатеринбургской епархии.

Прошло менее года, и несколько епархий России (Смоленская, Санкт-Петербургская, Кемеровская, Екатеринбургская, Московская), а также Братство св. Германа Аляскинского (США) прислали свои ходатайства в Комиссию по канонизации святых о всецерковном почитании преподобных Зосимы (Верховского) и Василиска Сибирского. О всецерковном почитании преподобных старцев Зосимы и Василиска было принято определение на заседании Синода 1 октября 2004 года, которое и утверждено очередным Архиерейским Собором Православной Церкви 4 октября 2004 года.

26       

Икона преподобных Зосимы и Василиска, написанная в Екатеринбургском Ново-Тихвинском монастыре (2000 г.

И сияют над Зосимовой пустынью православные кресты! И летит над лесом колокольный звон, призывая к молитве. Господи, слава Тебе! За доверие нам, недостойным, за помощь неоценимую, за поддержку и подаваемую надежду на спасение. Теперь остался нам труд. И монахам и мирянам. Труд над душами своими. Да не отвергнет нас Господь, не лишит Своей милости.

Не нам, Господи, не нам, но имени Твоему

даждь славу о милости Твоей и истине Твоей  /Псл. 113,9 /.

Copyright © 2013.Троице-Одигитриевский ставропигиальный женский монастырь Зосимова Пустынь.                      Разработка сайта sprint123@yandex.ru

Яндекс.Метрика