Священное Писание содержит в себе призыв, адресованный Христом Его божественным ученикам-апостолам. Это так называемое “великое поручение” – идите и научите все народы (Мф, 28, 16-20). Вся последующая жизнь святых апостолов была деятельным воплощением этого призыва. Само христианство и не могло существовать без него, так как Господь открыл верующим то, что Второе пришествие и кончина видимого мира не совершатся до тех пор, пока по всей земле не проповедано будет Евангелие Царства.

В ветхозаветное время иудеи, можно сказать, “были обречены на паломничества”. Храм был один, и каждая благочестивая семья должна была хотя бы раз в год совершить поход к нему для поклонения и молитвы.  Евангелист Лука также указывает, что Господь Иисус Христос в детстве совершал такие паломнические путешествия – “Каждый год родители Его ходили в Иерусалим на праздник Пасхи. И когда Он был двенадцати лет, пришли они также по обычаю в Иерусалим на праздник” (Лк, 2, 41-42).

Одним из первых христианских паломников был епископ малоазийского города Сарды святитель Мелитон. Несмотря на то, что жил он в период жестоких гонений на христиан, когда любое открытое исповедание Господа Иисуса Христа могло стоить человеку земной жизни, святой Мелитон предпринимал паломнические путешествия на Святую Землю, с целью поклонения тем местам, в которых протекали события земной жизни Господа.

Надо отметить, что не все святые отцы разделяли увлечение паломническими поездками. Известны слова святителя Григория Богослова о том, что Бог не заповедовал паломничества (посещения Иерусалима) как доброго дела.

Святитель Григорий Нисский пишет в одном из наставлений следующее: “Если внутренний твой человек полон лукавых помыслов, то хотя бы ты был на Голгофе, хотя бы на горе Масличной, хотя бы под памятником Воскресения, ты столько далек от принятия Христа в себя, сколько и те, которые не исповедовали и начала веры. Итак, возлюбленный, советуй братьям из тела путешествовать ко Господу, а не из Каппадокии в Палестину”.

Многие подвижники, основатели иноческих обителей, прямо запрещали монахам покидать стены монастыря, и сосредоточится, прежде всего, на молитве и богомыслии. Так, преподобный Серафим Саровский советовал сестрам дивеевской обители не странствовать по миру, а прилежать в молитве к Царице Небесной: кто со вниманием пройдет по монастырской канавке, да со вниманием сто пятьдесят раз прочтет “Богородицу”, тому тут  Иерусалим, и Афон, и Киев – говорил святой старец.

Вместе с тем, паломничеств на Руси всегда воспринималось как акт особой любви ко святыне, ради которой человек предпринимает свой, зачастую трудный, подвиг. В средние века в нашей стране был особенно популярен специфический литературный жанр  - “хождения”, представляющий собой ничто иное как путевые заметки русских паломников. Наиболее известны на сегодняшний день воспоминания игумена Даниила о посещении им Иерусалимом, а также архимандритов Варсонофия и Агрефения. Духовный писатель начала двадцатого века Иван Шмелев, в своих воспоминаниях пишет о некоей Полугарихе, которая когда-то ходила пешком в Иерусалим, и после этого ее приглашали на все праздничные застолья, чтобы услышать рассказ о путешествии.

Русский паломник всегда рассматривал свой труд как нечто общеполезное, а не просто реализацию собственных желаний. Так, уже упоминавшийся игумен Даниил пожертвовал в Храм Воскресения Христова две лампады, на одной из которых в качестве дарителя была указана “земля русская”. В своих воспоминаниях паломники пытались зафиксировать для своих соотечественников то, что большинство не имело возможности иным образом узнать и увидеть – особенности богослужения в святых местах, отношения верующих между собой, описание храмов, святынь, а также быта и традиций других народов. Один из них впервые описал в воспоминаниях чудовищного зверя: “Да в том Египте в реке Ниле есть водяной зверь, имя тому зверю крокодил. А голова, что у лягушки, а глаза человечьи, а ноги четыре, длинною немного более пяди, …а хвост как сомовий. А резвится на сухом берегу  с самочкою, а как завидит человека, и он за человеком далеко гонится, и настиг человека, пожирает”.

В крестьянской России, живущей преимущественно за счет сельского хозяйства, свободно паломничать могли только люди, освобожденные от житейских забот. Это были старики или дети, а также особый род людей – странники, жившие на подаяние и не имевшие своего дома. Чаще всего паломничали небольшой группой, от одного селения выбирая одного человека, наименее способного своим трудом в данный момент принести пользу общине. Проходившим богомольцам жители встречных поселений предоставляли кров и пищу, за это “у святыни” паломники поминали своих  питателей, ставя свечи и подавая заказные записки.

Писатель Сергей Нилус приводит рассказ одной странницы, которая свидетельствовала об обычае, существовавшем у паломников в Киеве – в последний день пребывания в складчину заказывать раннюю Литургию в Лавре за всех своих благодетелей.

Известный шацкий блаженный двадцатого века Андрей Ковалев часто советовал просящим его молитв поминать и его самого, и его родителей “у почаевских святынь”.

Как видно, для души русского воцерковленного человека было естественно посещать святые места, поклоняясь Богу у особенно чтимых святынь. Паломник совершал труд не столько ради собственного удовольствия, сколько ради общей молитвы за всех. 

Монастырь осуществляет набор групп для православных поездок по Святым местам:

         Программа паломнических поездок:

  1. г. Переславль-Залесский:

- посещение Федоровского женского монастыря. Краткая обзорная экскурсия. Поклонение чудотворной иконе  Божией Матери  “Андрониковская” (с помазанием святым елеем), иконе св. вмч. Феодора Стратилата;

 - посещение Троицкого Даниловского мужского монастыря. Поклонение св. мощам прп. Даниила Переславского;

 - посещение Никольского женского монастыря. Поклонение Корсунскому Кресту (с частицами множества святых угодников Божиих), мощам преподобного Корнилия, св. блгв. Князя Андрея Смоленского;

 - посещение Александро-Невского Собора. Ковчег с частью мощей святого князя.

 - посещение Никитского мужского монастыря. Мощи и вериги преподобного Никиты, часовня-столп (с помазанием святым елеем), омовение  в источнике преподобного Никиты;

- посещение могилы местночтимого блаженного Миши-Самуила.

  1. Годеново, Ростов Великий.
    1. Поклонение Животворящему Кресту Господню, чтение акафиста Кресту.  (Годеново).
    2. Переезд в г. Ростов Великий. Посещение Успенского Собора (мощи свв. Исайи, Леонтия и Феодора Ростовских). Храм Толгской иконы – мощи блаженного Иоанна Власатого. Храм блаженного Исидора – мощи святого Исидора (под спудом в алтаре).  Поклонение чудотворной иконе “Умиление-Ростовская”. Спасо-Яковлевский монастырь (мощи святителя Иакова, свт. Димитрия Ростовского, чудотворная Ватопедская икона Божией матери).
    3. Возможно посещение скита Спасо-Яковлевского монастыря в селе Сулость. Храм св. мч. Андрея Стратилата.

Программа поездки №3: Владимир-Боголюбово-Мошок.

Г. Владимир.  Посещение Успенского кафедрального  Собора г. Владимир (мощи свв. блгв. Андрея Боголюбского, Глеба Владимирского, Александра Невского, свт. Максима и др.). Поклонение списку с чудотворной Владимирской иконы Божией Матери. Часовня с чтимым образом Божией Матери “Достойно есть”;

 - Посещение Богородицко-Рождественского мужского монастыря (св. мощи свт Афанасия Ковровского);

 - Княгинин Успенский женский монастырь (место пребывания чудотворной Боголюбской иконы Божией Матери, захоронение прп Марфы Владимирской, часть мощей св. мч. Авраамия Болгарского).

Переезд в Боголюбово. Боголюбский женский монастырь. Экскурсия по монастырю. Возможна трапеза. Место убиения св. блгв. Андрея Боголюбского, чудотворный список Боголюбской иконы Божией Матери. Источник в честь иконы Божией Матери “Живоносный источник”.

 - Возможно посещение храма св. Богоотец Иоакима и Анны. Крест-мощевик с частью мощей св. прав. Иоанна Русского.

 - Храм Покрова на Нерли (скит Боголюбского монастыря).

Переезд в с. Мошок. Храм в честь Успения Божией Матери. Мощи св. прав. Саввы, пресвитера Мошокского (сугубое моление о детях).

Программа поездки №4. Бронницы-Воскресенск-Шкинь – Богдановка – Коломна.

Бронницы. Чудотворная икона Божией матери “Иерусалимская”.

 - Воскресенск. Храм свт. Иоанна Златоуста. Часовня на могиле блаженной старицы схимонахини Нилы.

 - село Шкинь Коломенского р-на. Храм в честь Святого Духа. Чудотворная икона прп Серафима Саровского. Могила местночтимого блаженного Динилушки Коломенского. Лития на могиле блаженного.

 - село Богдановка Коломенского района. Источник в честь Казанской иконы Божией Матери. Молебен с чтением акафиста Богородице. Казанский храм с. Богдановка. Трапеза.

 - Коломна. Посещение Бобренева мужского монастыря. Чудотворная Феодоровская икона Божией матери.

Программа №5. Калуга.

Георгиевский собор г. Калуга. Чудотворная Калужская икона Божией Матери. Калужская Духовная Семинария.

 - посещение Лаврентьевского мужского монастыря. Могила блаженного Лаврентия Калужского;

 - посещение Крестовоздвиженского мужского монастыря;

 - посещение Казанского Девичьего монастыря. Чтимая Казанская икона Божией Матери.

 - Тихонова пустынь. Мощи и дуб прп Тихона Калужского. Экскурсия по монастырю. Трапеза. Источник.

Поездки проводятся ПО СУББОТАМ, ПО МЕРЕ ФОРМИРОВАНИЯ ГРУПП!

Запись паломнических групп осуществляется за свечным ящиком Троицкого храма монастыря либо по телефону: 8-963-660-83-07 Роман Сергеевич

Copyright © 2013.Троице-Одигитриевский ставропигиальный женский монастырь Зосимова Пустынь.                      Разработка сайта sprint123@yandex.ru

Яндекс.Метрика