Чающим дождя.

Высокая температура середины мая заставила многих со страхом  вспомнить аномальную жару 2010 года. Знакомые и друзья, охая и кряхтя, просили Бога быть милостивее к нам, грешным, и даровать спасительную прохладу и приносящий порции отборного озона майский дождь.

В атмосфере почти всеобщего ожидания воды, душу тревожило одно обстоятельство, заставляющее не участвовать в просьбах  и молитвах о дожде…

Любая прогулка по вечерним улицам после дождя превращается в пытку. То и дело под ногами видишь Божье создание, усиленно пытающиеся скрыться от воды, заливающей их норы – дождевых червей.  Извивающиеся, или застывшие на дне лужи, у многих ли они  вызывают чувства и эмоций, становясь повседневным атрибутом пейзажа.  Они  сосредоточенно пытаются куда-то уползти,  как можно дальше от преследующего ужаса, и оказываются на тротуарах, асфальте и тропинках. Преодолеть дорогу суждено далеко не всем. Многие гибнут, раздавленные машинами, ботинками или туфлями.

Псалмопевец  искренне говорит о себе: аз есмь червь, а не человек. И далее совершенно точно обозначает отношение к червю со стороны потомков  Адама – поношение человеков и уничижение людей. Полностью согласуясь  с этими библейскими словами, современные люди , повинуясь высшим целям, смотрят в небо или друг на друга, редко обращая свои взор вниз, туда, где копошатся создания, не почтенные образом Божьим. Богосыновство, усвоенное в святом крещении, позволяет человеку больше не отождествлять себя с прахом, с чем-то копошащимся и ползающем по земле, среди исполинских ног кого-то великого.

Абсолютная отстраненность человека от земли может закончиться для него плачевно. Уж сколько высящихся, будто кедры ливанские, оказывалось в итоге валяющимися в грязи, с переломанными судьбами и исковерканными жизнями. А начиналось вроде все хорошо -  сильные ноги, прямая спина, длинная шея…

Червь – существо достаточно простое: питается органическими остатками, слабо развита нервная система, отсутствует память. Вроде, человеку и не должно быть никакого дела до столь никчемного создания. Вдобавок ко всему, у православного человека может быть развито подсознательное отвращение от евангельского червя неусыпающего,  переносимое и на младшего дождевого собрата. Поэтому вроде вполне естественно отношение человека к червяку: один идет, другой ползет. Сильный, высокий и сложный иногда не специально, а невнзначай калечит  или убивает слабого и беспомощного.

Казалось бы: так устроено не нами, так определил Господь. Нам остается лишний раз поблагодарить Его за это. Мы же ведь не католики с их чудаковатым Франциском, чтобы ходить и собирать червяков, а потом относить в безопасное место и выпускать. У нас имеются свои великие дела, требующие времени, сил, концентрации внимания. Нам некогда тратить ресурсы впустую.

Пару лет назад один соседский мальчик обошел всех взрослых в подъезде с вопросом: а зачем выползает червяк из земли? Неужто он не знает, что его раздавят. Вопрос ребенка был  задан совершено верно. Не почему,  а зачем? Важно для нас установить не причину, а цель.

Святые отцы не раз говорили о полезности для души наблюдений за окружающим миром. Из анализа внешних обстоятельств можно постигать Бога и нравственно назидаться. Жалкость червя, его привязанность к земле, праху – очевидное напоминание для человека о том, что все его строение, его природа, в том числе ноги и спина  есть дар, ко многому обязывающий.

Получается, что червь выползает из-под земли для нас, в качестве напоминания о том, что забвение Бога, отвлеченность от высокого, скука в небе –это те причины, по которым мы можем уподобиться им. А соответственно, начинаем бояться воды, обычно благословляемой за принесение чистоты и омывание скверны, и рискуем быть раздавленными страшными исполинами. 

 Привычный атрибут летнего дождя становится образом возможного будущего для того человека, который попытается скрыться под землю житейских забот от Создавшего его для Себя Бога.

(Материал подготовил Булочев Роман Сергеевич, Троице-Одигитриевский ставропигиальный женский монастырь Зосимова пустынь 2016 год)

                         

Copyright © 2013.Троице-Одигитриевский ставропигиальный женский монастырь Зосимова Пустынь.                      Разработка сайта sprint123@yandex.ru

Яндекс.Метрика